Организационное поведение как междисциплинарное исследование


Термин организация является многозначным. Можно рассматривать организацию как: процесс, как функцию по согласованию, координации, регулированию поведения людей, объединенных для выполнения определенной задачи или достижения единой цели; объект или форму общественной деятельности (предприятия, учреждения, клубы партии и т.п.); состояние, как уровень согласованности функционирования (подразумевая упорядоченность деятельности, ее организованность).

Для нашего исследования дадим следующее определение организации: Организация — коллективное целое, включающее иерархически связанных между собой лиц, выполняющих различные функции, и ориентированное на достижение целей. Организационное поведение как управленческая теория имеет объектом изучения организацию как социальную систему, предметом — закономерности формирования и воспроизводства индивидуальных и коллективных форм поведения сотрудников организации, а также различные типы поведения организаций как целостных систем, в результате взаимодействия которых возникают межорганизационные отношения (например, стратегические альянсы, совместные предприятия и т. д.). Предполагается рассмотрение феномена организационного поведения на трех уровнях: индивидуальное поведение сотрудника организации; коллективные формы поведения формальных и неформальных групп в рамках одной организации; стратегии поведения различных организаций в обществе.

Организационное поведение как специальная социологическая теория преследует четыре основные цели — описание, осознание, прогнозирование и контроль (регулирование) явлений, составляющих предмет ее исследования. первая цель — систематизированное описание различных форм организационного поведения; вторая цель состоит в объяснении причин и выявлении закономерностей возникновения тех или иных типов организационного поведения; третья цель — предсказание тенденций развития организационного поведения;

четвертая (конечная) цель — выработка принципов управления организационным поведением.

Для удобства изучения воспользуемся простой моделью организации, представленной на рис. 1. В центре организации находится индивидуум, который практически всегда функционирует в организации в составе той или иной группы. Взаимодействие групп составляет основу поведения организации, которая, в свою очередь, взаимодействует с окружающей средой, проявляя свою идентичность.

Одной из центральных областей, имеющих отношение к организационному поведению, является психология личности. Психология личности занимается изучением особенностей индивидуума и, как следствие, его поведения. Во многих современных монографиях по психологии личности можно найти разделы, непосредственно относящиеся к организационному поведению. К ней примыкает когнитивная психология в той ее части, которая анализирует формирование поведения. Многие характеристики поведения человека определяются его индивидуальными особенностями. Многие, но не все. Огромное многообразие форм поведения человека раскрывается при его взаимодействии с другими индивидуумами и группами. Спецификой такого поведения, так же как и поведением групп, занимается социальная психология — область, рожденная на пересечении психологии и социологии. Собственно социология также активно «работает» в организационном поведении, прежде всего, при рассмотрении больших социальных систем и, следовательно, при анализе поведения организаций во внешней среде.

Совершенно ясно, что психология и социология лидируют с точки зрения количества понятий и концепций, задействованных при построении новой учебной дисциплины. Стоит, впрочем, заметить, что обе указанные научные дисциплины сами являются неоднородными, поэтому стоит указать их области, наиболее значимые для организационного поведения. Однако психологией и социологией перечень составляющих организационного поведения не ограничивается. Поскольку во всякой, в том числе и деловой организации всегда имеется политическая компонента, при ее анализе приходится пользоваться понятийным аппаратом политологии. Особое значение политология имеет для анализа проблемы власти и политических форм поведения в организации. Наконец, непосредственное отношение к организационному поведению имеет и культурология, причем в двух аспектах. Во-первых, важнейшим понятием, используемым для описания организаций и анализа организационного поведения, является понятие организационной культуры. Это понятие родилось из стремления явным образом отразить различия, существующие между организациями, но не сводящиеся к отличиям в стратегии или структуре; соответствующие разработки в существенной степени опирались на понятийный аппарат культурологии. Во-вторых, культурология позволяет подойти к анализу национальных различий в рамках организационного поведения, анализ которых из почти чисто теоретической проблемы, каковой она представляется в парадигме сравнительного менеджмента, превращается в условиях глобализации в актуальную и практическую проблему. Таким образом, дисциплина «организационное поведение» сильно «пересекается» с другими социальными и управленческими науками. Она развивается на «стыках» с ними, что можно представить в виде схемы, где социальные науки «задают» объяснительные модели поведения, а управленческие — практическое использование этих моделей. По существу, она оказывается наукой о взаимодействии управляющих и управляемых. Следовательно, организационное поведение как дисциплина, с одной стороны, имеет маргинальный (пограничный) статус, а с другой — оказывается специфической интеграцией всех этих дисциплин, приобретая тем самым статус синтезирующей «наддисциплины». Включение этого курса как ведущего в программы изучения смежных управленческих дисциплин сразу поднимает их на уровень осмысления «человеческого фактора» организации. Это исходное противоречие статуса «организационное поведение» задает две модели его разработки. Оно может наполняться содержанием из смежных управленческих дисциплин и социальных учебных дисциплин, то есть расти «вширь», поглощая при этом многие их предметные области, особенно такую, как «управление персоналом». Но оно может наполняться таким специфическим содержанием, которое оптимизирует ознакомление, осознание, осмысление и переосмысление его скрытых феноменов, то есть разрабатываться «вглубь».



Категория: управление. Дата публикации: 26 Февраль, 2010.