Основные положения теории Э.Ч. Толмена


Толмен ввел использование промежуточных переменных в психологические исследования. Толмен, истоки теории которого лежали в теории гештальта, считал, что научение, по существу, это процесс открытия причинно-следственных взаимосвязей в окружающем мире. Исследуя окружающий мир, индивид обнаруживает, что определенные события приводят к другим событиям, или что один признак ведет за собой другой.

Необходимо отметить, что мотивация играла важную роль в теории Толмена, поскольку она определяла те аспекты среды, в которых был заинтересован организм. К примеру, голодный организм будет искать в среде ситуации, относящиеся к пище, а сексуальнодепривированный – к событиям, имеющим сексуальную окраску.

Итак, согласно Толмену, мотивация действует как перцептивный определитель, выделяя в среде значимые объекты.

По мнению Толмена, организм узнает расположение различных предметов. Постепенно он формирует картину окружающего мира и использует ее для ориентации в нем. Толмен называл эту картину когнитивной картой. По этому вопросу его взгляды были диаметрально противоположны взглядам бихевиористов. Он считал бесполезным икать индивидуальные реакции или даже индивидуальный маршрут к достижению цели.

Однажды организм составил когнитивную карту, и он способен достичь определенной цели. Если один используемый обычно маршрут заблокирован, можно пойти и в другом направлении (представьте себе человека на пути к дому, при условии, что закрыта привычная для него дорога). Но, так или иначе, организм выбирает кратчайший путь или то, что требует меньших затрат труда. Это относится к принципу наименьших усилий.

Толмен отметил особенности поведения крыс в лабиринте, которые подтверждают трактовку научения. Часто крыса останавливалась в момент выбора и осматривалась, как если бы мы обдумывали имеющиеся альтернативы. Эту паузу и оглядывание вокруг Толмен назвал виртуальной пробой и ошибкой.

Вместо совершения реального действия и ошибки, когда попытки следуют одна за другой, пока не найдено решение проблемы, проверка различных вариантов человеком или животным осуществляется в уме, путем виртуальных проб.

Согласно Толмену, мы знаем многие вещи об окружающем мире но используем имеющуюся информацию на практике только, когда в этом есть необходимость. Это знание, данное нам через практический опыт, актуализируется только в случае возникновения потребности. В состоянии потребности организм использует знания, полученные путем тестирования реальности для нахождения предметов, которые удовлетворят потребность.

Данное положение можно обобщить следующим образом.

1. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, организм выдвигает ряд гипотез и использует их в попытке решить проблему. Эти гипотезы во многом основаны на прошлом опыте, хотя Толмен полагал, что некоторые стратегии решения задач могут быть врожденными.

2. Сохраняются те гипотезы, которые наиболее соответствуют реальности, то есть те, что приводят к достижению цели.

3. Спустя некоторое время формируется устойчивая когнитивная карта, доступная для использования в изменяющихся условиях, К примеру, если предпочитаемый организмом путь заблокирован, то в соответствии с принципом наименьших усилий он выбирает альтернативный путь из своей когнитивной карты.

4. При необходимости удовлетворить какую-либо потребность организм воспользуется информацией, имеющейся в когнитивной карте. Тот факт, что информация может существовать, но используется только при определенных условиях, является основой для исключительно важного различения научения и исполнения.



Категория: управление. Дата публикации: 28 Февраль, 2010.