ОСНОВЫ УСПЕШНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ


Умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете.

Дж. Рокфеллер Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.

Л.Толстой Общее понятие об успешной речевой деятельности Когда речь идет об успехе в бизнесе, нам более-менее понятно, что это значит.

Хотя давайте попробуем сначала все-таки определить, что такое успех, или успешная деятельность.

Начнем с определения, что же такое деятельность вообще?

Одно из определений Деятельность – это набор действий, направленных на достижение определенной цели.

Соответственно, успешная деятельность – это деятельность, которая приводит к достижению намеченной цели.

Если нет цели, нет и успеха.

Успешная речевая деятельность – это речевая деятельность, приводящая нас к достижению целей.

Цель в речи и техника ее постановки Вся предыдущая игра слов приводит нас к вопросу, а каких целей может достигать оратор – учитель, руководитель компании, политик или менеджер по продажам при помощи речевой деятельности?

Для чего можно использовать речевую деятельность?

Перед нами юморист. Интересно он хочет, чтобы мы запомнили его истории, обогатили свой внутренний мир?

Его цель рассмешить нас. Воздействовать на наши эмоции, чувства, состояния. За это он получает свои гонорары.

Какова цель учителя? Цель учителя – научить и объяснить непонятые учеником моменты.

А теперь представьте себе человека, который проводит презентацию тренинга для руководства компании.. Но чего хочет он? Какая у него цель?

Продать услугу. А что это означает для компании-заказчика? Выделить средства, выбрать место проведения тренинга, выбрать сотрудников, которые будут в нем участвовать, сформулировать задание самому тренеру, чтобы он мог адаптировать свой тренинг под особенности компании. Это же поведение! До презентации было так, после успешной презентации будет подругому. Изменится поведение, будут совершены определенные действия.

Цели публичного выступления могут быть разными.

Если нас кормит анекдотами учитель и не заставляет думать, учиться и развиваться – это плохой учитель. Если нас загружает несмешными подробностями юморист – это плохой юморист. Если во время деловой презентации будет просто весело и поучительно, но поведение потенциального партнера или клиента не изменится – это провал.

Таким образом, можно выделить три базовые цели речевой деятельности:

· воздействовать на разум, · воздействовать на чувства, · воздействовать на поведение.

Хотите успешно выступать – определите, какова Ваша цель по отношению к конкретной аудитории.

Возможно, Вы сможете достичь нескольких целей: и развеселить и научить, но всегда среди них есть основная и вспомогательные.

Вернемся к бизнес-ораторам. Какие цели ставят чаще всего перед своими презентациями Ваши коллеги?

В результате Вашего ораторского выступления кто-то должен:

-купить продукцию/услуги Вашей компании;

-повысить Вас в должности;

- дать Вам возможность реализовать интересный проект;

- заключить договор о долгосрочном сотрудничестве с Вашей компанией;

-захотеть вложить инвестиции в Ваш проект и т.д.

Формулирование цели выступления, ее осознание – это великий источник сил, энергии и вдохновения оратора.

Публичные выступления как инструмент власти, средство самовыражения и получения удовольствия Вы хотите научиться хорошо говорить. Да, Вы научитесь техникам и приемам, которые используют блестящие ораторы, но есть ряд важных вещей, напрямую не связанных с ораторским искусством.

Для того, чтобы Вы почувствовали себя перед большой аудиторией свободно, ощутили силу и мощь собственного речевого потенциала, научитесь получать удовольствие от выступлений, от общения. Вы говорите, и Вам хорошо. Смакуйте Вашу речь. Играйте с ней. Получайте удовольствие. Как? Перестаньте думать, как вы выглядите, получайте удовольствие. И выглядеть Вы будете лучше. Если до сих пор Вы сомневаетесь, что это важно, прочтите книгу Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора».

Вы скажете, что перестать думать «Как я выгляжу во время выступления?» практически невозможно. Нет, вполне возможно, если Вы позаботитесь об этом заранее, а во время выступления сфокусируетесь на цели и удовольствии от процесса. Полагаю, что здесь Вам очень может помочь учебный курс «Имидж делового человека» (модуль «Навыки личной эффективности» программы MBA Start).

С удовольствием очень тесно связано такое понятие как самовыражение – согласно Абрахаму Маслоу, это наивысшая потребность человеческого существа.

Именно оно приносит самое большое удовольствие. Говорить – это и есть самовыражаться. Только это можно делать по-разному. Стиснув зубы, протянув руку для открытого рукопожатия, скрестив руки на груди, отвернувшись от аудитории и бубня себе что-то под нос, слыша собеседника и «по-соловьиному» заливаясь на любимую тему, даже тогда, когда тебя никто не слушает… И еще: речь неотъемлема от личности, ее прямое выражение. Поэтомукогда мы учимся говорить и говорим, мы развиваемся, меняемся, становимся сильнее. То есть меняясь сам, я меняю свою речь, и меняя свою речь, я меняюсь сам.

Следовательно, относитесь к каждой возможности выступить перед людьми как к вкладу в Ваш личностный рост.

Маленькая девочка уверенным громким голосом говорит: «Все мы будем играть в эту игру»,- и раздает всем куклы… Дети послушно принимают ее правила игры. Другая девочка тихим, дрожащим голосом говорит: «Давайте поиграем?», – кто-то один из жалости хлопает ее по плечу и уходит вместе с остальными.

Хотите быть лидером – научитесь говорить как лидер! Если Вы предложите комуто пойти с Вами, чисто инстинктивно Ваш собеседник сделает несколько шагов, и надо будет ему чуть помочь, чтобы он пошел с Вами дальше… Семь ступеней становления хорошего оратора Если другие мысли из этого курса Вы сможете найти у других авторов, то следующая траектория развития оратора – разработка автора курса.

Автор выделяет семь ступеней:

1. Я говорю: хоть что-то, но говорю, уже не молчу, хотя страшно, мысли путаются, но говорю.

2. Я долго говорю: я говорю 15 минут, 30 минут. На этом этапе человека восхищает собственная способность долго говорить.

3. Я понимаю, что говорю: с опытом приходит способность понять, что конкретно я хочу сказать, и что на самом деле я говорю.

4. Я осознаю, как я это говорю: постепенно оратор задумывается о качестве своего выступления. До этого он думает, что у него все в порядке, а теперь начинает учиться, замечать и исправлять свои ошибки.

5. Слушатели меня слушают: на этой ступени оратор обнаруживает наличие слушателей и старается привлечь их внимание, взаимодействовать с ними, оценивать наличие или отсутствие обратной связь от аудитории.

6. Слушатели меня понимают: на этом этапе оратор начинает задумываться о том, что происходит в голове слушателей, когда он говорит, оценивает, правильно ли его поняли.

7. Жизни слушателей меняются: пик развития оратора. Для него становится существенным, помогают ли его слова людям, и как именно они им помогают.

Распространенные ошибки в речевой коммуникации 1. Плохая подготовка: оратор не ориентируется в предмете.

2. Монотонность: говорит без выражения.

Монотонность речи производит эффект «колыбельной», слушателей начинает клонить ко сну и они перестают слушать выступающего. Чтобы избежать этого, вовремя выступления плавно и постепенно то повышайте, то понижайте голос, говорите то громче, то тише.

3. Торопливость: куда-то торопится, тараторит.

4. Непоследовательность: скачет от мысли к мысли.



Категория: Новости. Дата публикации: 9 Март, 2010.