Отбор идей на первом этапе


Итак, цель генерирования идей — собрать как можно большее количество идей. Цель

последующих стадий — сократить количество идей. Первая из этих стадий — отбор идей.

Цель отбора — найти хорошие идеи и как можно скорее отбросить плохие. Издержки

разработки нового продукта значительно возрастают на последующих стадиях, поэтому

компании предпочитают только идеи, которые можно превратить в прибыльные продукты.

Большинство компаний требует от своих специалистов описания идей о новых продуктах

на стандартных бланках, поскольку комитету по новым продуктам или, в более мелких

компаниях, топ-менеджерам так удобнее их рассматривать. Специалисты описывают

продукт, целевой рынок и конкуренцию, оценивают размеры рынка, цену продукта, сроки

и издержки его разработки, затраты на производство и норму прибыли. Они также

отвечают на следующие вопросы: полезна ли эта идея для компании в целом;

совместима ли она с целями и стратегией компании; есть ли кадры, необходимые

технологии, оборудование и ресурсы для успешного осуществления идеи? Многие

компании сегодня располагают хорошо разработанной системой оценки и анализа идей

новых продуктов.

В ходе обсуждения идеи новых продуктов формулируют самую первую экспертную

оценку идеи: можем ли мы реализовать ее сами или с чьей-то помощью, какие объемы

разного рода ресурсов (время, деньги, технологии, люди) мы можем (есть в нашем

распоряжении) и должны (для успеха) потратить на работу над предлагаемым

продуктом? Какие препятствия стоят на пути разработки, можно ли на этом заработать и

сколько?

Этот предварительный этап очень важен для принятия решения о том, есть ли у

конкретной компании возможность заниматься определенным новым продуктом или нет.

Часто идея может быть настолько новой и оригинальной, что оценить возможность ее

реализации весьма непросто, и в силу этого даже на столь ранней стадии приходится

думать об экспериментальной проверке (опытное производство, фокус-группы

потенциальных потребителей и т.д.). Когда имеется прототип, это сделать проще, и

вопрос заключается в оценке шагов, которые, может быть, придется сделать в переходе

от прототипа к реальному изделию.

Очень важно выяснить, существуют ли на этом этапе зарегистрированные права на

интеллектуальную собственность.

Специалистами в области патентоведения и организациями, занимающимися

поддержкой технологического бизнеса, была проделана огромная работа по разъяснению

проблем защиты и стратегии защиты интеллектуальной собственности, однако, к

сожалению, проблема еще не решается однозначно как в России, так и за рубежом.

Согласно «Современному экономическому словарю», ПАТЕНТ (от лат. litteral patentes —

грамота, patens — открытия) — 1) документ, свидетельство, выдаваемое изобретателю и

удостоверяющее его авторство и исключительное право на использование изобретения.

Если патентное право на использование этого объекта принадлежит определенному

лицу, то другое лицо не вправе использовать запатентованный объект без разрешения

автора патента; 2) документ, содержащий разрешение на занятие каким-либо ремеслом

или промыслом при соблюдении зафиксированных условий и внесении платежа

(патентного сбора).

И, наконец, главный вопрос: имеется ли вообще предмет для обсуждения?

Достаточно часто случается, что есть хорошая идея нового продукта и может быть

даже прототип продукта, но рынка, по разным причинам, нет (либо размер рынка

очень небольшой, либо на рынок в силу способа его организации, невозможно

выйти и т.п.) Если на первом этапе отбора идеи возникают серьезные сомнения, то

двигаться дальше и продолжать тратить ресурсы нельзя.

Управление продуктом на этом этапе сводится к пониманию задачи этапа в целом и

объяснению ее всем участникам. Не менее важно определить ресурсы, которые мы

можем потратить на этом этапе, способы выполнения поставленных задач, способы

сбора, анализа, хранения информации, систему ответственности и подчиненности

участников – то есть необходима декомпозиция работ на элементы. Результатом этого

этапа становится итоговое решение, которое необходимо получить относительно быстро,

при небольшом расходе ресурсов, и, как правило, только с помощью небольшого

количества сотрудников фирмы.



Категория: маркетинг. Дата публикации: 7 Март, 2010.