PEST-анализ


Анализ факторов дальнего окружения удобно проводить при помощи простого инструмента — PEST-анализа. Факторы «P» (Political) — это факторы политико-правового окружения. В процессе их анализа компания должна понять: как в ближайшее время может поменяться законодательство (нормативная база), в том числе специфически отраслевое, и как это повлияет на работу компании; насколько значительным будет вмешательство государства в бизнес и как будет меняться уровень коррумпированности; как будут меняться отношения страны с другими странами и международными организациями (например, WTO).

Факторы «E» (Economic) — это факторы экономического окружения. В ходе их анализа компания должна спрогнозировать: изменение уровней инфляции и безработицы в бизнес-среде; изменение курсов валют, стоимости капитала, фондовых рынков; общую динамику развития экономики (рост  спад).

Факторы «S» (Social) — это факторы социального окружения, включающие в себя такие

аспекты, как: демографическая ситуация (рождаемость, уровень образования); особенности менталитета, культурные особенности; вкусы, предпочтения.

Факторы «T» (Technological) — это факторы технологического окружения, в процессе анализа которых компания должна оценить влияние: отраслевых технологий (инновации в технологиях, оборудовании, материалах); Интернет; информационных технологий.

Ряд компаний меняет приоритетность рассмотрения факторов дальнего окружения, считая, что социальные изменения наиболее важны, тогда PEST-анализ трансформируется в STEP-анализ. В ряде случаев рекомендуется отдельно рассматривать еще два фактора. Факторы «L» (Legal) — правовое поле, юридическая среда функционирования бизнеса, к примеру, в тех отраслях, где высока роль государственного регулирования (к примеру, энергетика) либо нормативная база, мягко говоря, не совершенна (к примеру, услуги по защите интеллектуальной собственности в России). Факторы «Е2» (Ecological) — факторы, определяющие степень влияния организации на экологическую ситуацию в регионе (химические производства) или наоборот, степень влияния состояния окружающей среды на бизнес организации (производство технических средств измерения состава воздуха, воды, содержания вредных веществ в продуктах питания и т.д.). Интересный пример, в котором выделены некоторые отрасли, для которых являются критичными те или иные факторы, приведен в книге К. Облоя «Стратегия успешной компании»:

Основные рекомендации по проведению PEST-анализа

Помните, что если ваш бизнес работает на разных географических рынках, то, скорее всего, вам придется делать PEST-анализ для каждого рынка, поскольку «политика», «экономика», «социум» и «технологии» одного рынка (например, России) могут существенно отличаться от своих «собратьев», актуальных на другом рынке (например, Украины).

Например, степень вмешательства государства в бизнес, уровень инфляции, уровень безработицы и развитость Интернет на этих двух рынках могут отличаться достаточно существенно. В идеале вы должны не только обозначать наличие того или иного фактора во внешнем окружении, но и анализировать его влияние на ваш бизнес. Полезно задать себе вопрос: «Что мы должны делать или чего мы не должны делать в ответ на действие этого фактора».

Например, региональная компания-изготовитель сайтов отмечает действие внешнего фактора (социум) «Высокая степень снобизма в общественном сознании в Москве». Выводы — надо быть «московской» компанией, требуются специфическое

общение с клиентами и убедительный клиент-лист, будут высоко востребованы «навороченные» продукты, новейшие технологии, достижения, все «самое-самое» новое и модное.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 26 Февраль, 2010.