Покупка бизнеса


Покупка бизнеса – целое искусство. Если же гласить об инвесторах, приобретающих средние по масштабам бизнеса компании, их можно поделить на четыре группы – зависимо от поставленных целей и методов их заслуги. Это профильные участники рынка, зарубежные инвесторы, спекулянты и, условно, “физические лица”. Итак, по порядку.

Профильные игроки рынка. Более мощная группа инвесторов, которые отлично ориентируются в русских реалиях. Их цель – нарастить цена собственного бизнеса, будь то повышение выручки, толики на рынке либо вербование в состав холдинга уникальной технологической компании, что позволит прирастить устойчивость бизнеса, понизить издержки и т. д. Ожидаемый итог: предприятие становится более симпатичным для больших инвесторов, а это, в перспективе, позволяет обладателям поднять цена бизнеса, вывести компанию на фондовый рынок… Особенность таких инвесторов – они всегда получают пакет не меньше контрольного (51%). Дело в том, что владение таким пакетом дает возможность включить приобретенное предприятие в общую консолидированную отчетность, это позволяет достигнуть роста незапятанной выручки и понижения издержек. Представители этой группы инвесторов, обычно, – мастера. Они стремятся управлять компанией, развивать бизнес, интегрировать новое предприятие в его структуру. Главные аспекты, которыми они руководствуются при подборе объекта приобретения, – общая выручка компании и ее толика на рынке. При этом их полностью может заинтриговать и маленькая компания, работающая в узеньком секторе либо на локальном рынке.

Зарубежные инвесторы. На рынке есть мировоззрение, что зарубежные инвесторы приобретают только большие компании. По сути это не так. Приобретение средней по размерам компании является для их возможностью выхода на русский рынок. Купив такового игрока, они могут не начинать бизнес с нуля, а развивать компанию, за счет собственных корпоративных ресурсов выводя ее в фавориты отрасли. Сейчас забугорные инвесторы все более пристально приглядываются к средним страховым компаниям. Соответствующая особенность этой группы инвесторов в том, что приобретают они, как минимум, контрольный пакет, а в большинстве случаев стараются приобрести все 100% акций, чтоб избежать корпоративных войн с миноритариями. А так как они не очень отлично ориентируются в русских критериях, для подготовки сделок им приходится завлекать консультантов. Аспекты отбора компаний тут – абсолютная юридическая чистота компании, отсутствие любых скандалов и темных дел вокруг нее.

Спекулянты. Инвесторы, которые отыскивают объекты с высочайшим потенциалом роста, получают их, вкладываются в их развитие, помогают именованием, средствами, приводят инвесторов, а через два-три года перепродают другим, более большим игрокам рынка. Но уже дороже. За счет этой различия и живут. Традиционные “инвестбанковские” сделки. Вобщем, такие инвесторы очень рискуют. Ведь в среднем бизнесе просчитать потенциал роста компании не так просто. Если в сырьевой либо золотодобывающей индустрии, где порог входа составляет сотки миллионов баксов, оценить потенциал нетрудно (помножил припасы на прогноз и уже по итогам думаешь, вырастет цена актива либо нет), то в среднем бизнесе возможность ошибки много выше. В особенности развита на данный момент покупка средних хайтековских компаний, потенциал роста которых почти всегда громаден (доходность 50-60%), а входной барьер не высок – несколько 10-ов миллионов баксов. Особенность таких инвесторов в том, что они приобретают не меньше блокирующего пакета (25% и поболее), также требуют конфигурации юридических документов, чтоб получить возможность оказывать влияние на деятельность компании. Другая соответствующая черта: спекулянты делают ставку на активный пиар и отлично разбираются в определенных отраслях, так как должны уметь предугадать перспективу рынка и раздельно взятой компании.

Физические лица. Чтоб разъяснить, кого я имею в виду, приведу пример. Представим, где-нибудь в Сибири предприниматель выстроил огромный лесопромышленный холдинг, отошел от фактического управления и перебрался в Москву. Но предпринимателем-то он остался! А означает, лицезреет потенциал столичного рынка, но осознает, что на его завоевание ресурсов не хватит. Выход: подыскать компанию средней руки в области и приобрести ее. В конечном итоге предприниматель, во-1-х, оказывается около столичного рынка, а во-2-х, получает привлекательную игрушку. За счет наложения собственного о



Категория: Развитие бизнеса. Дата публикации: 20 Октябрь, 2010.