Политические аспекты в жизни организации


Одним из факторов, влияющих на эффективность деятельности компании, несомненно, является то, какой тип власти избран руководителем и насколько эффективно в компании используется власть. Однако наряду с формальной властью в организации существует неформальная власть. Неформальная власть в компании проявляется, в основном, в информационно-коммуникативной внутрифирменной структуре. Организационная политика — комплекс намеренных методов воздействия, предпринятый человеком или группой людей с целью усиления или защиты своих собственных интересов при возникновении возможных альтернатив. Власть и политика в организации переплетаются очень тесно. Для того, чтобы понять современную компанию как политическое образование, необходимо понять их организационную политику. В организационной политике выделяют следующие факторы, которые имеют политическую природу:

1. Ресурсы. Существует прямая зависимость между степенью политизации организации и уровнем критичности нужных ресурсов для ее функционирования. Политические игры постоянно требуют вливания новых, ранее не заявленных ресурсов.

2. Цели. Чем более сложны и размыты цели организации, тем более они политизированы.

3. Технологии. Прямая зависимость: чем сложнее внутренняя технология, тем больше в ней политики.

4. Изменения. Чем чаще они происходят в компании, тем больше политики.

5. Решения. Расплывчатые и несогласованные решения, долгосрочные стратегические планы часто приводят к политическим играм.

Учитывать эти факторы необходимо, если руководитель компании заботится об эффективности ее деятельности. В этой связи в компании необходима разработка политических стратегий и тактик приобретения власти. Вот как могут выглядеть политические стратегии и тактики в современных организациях. Политические стратегии: сохранить ограниченную коммуникацию; всегда стараться проявлять уверенность; контролировать доступ к разного рода информации различным людям; создать образ «незаменимости»; амбициозные цели и настойчивость в их достижении; постоянное саморазвитие; обилие фактов и аргументации для подтверждения своей точки зрения; неразглашение (ограничение) своих намерений;

гибкость в процессе изменений; готовность уступать; изоляция от мелких конфликтов; личный имидж; доступность (ограниченная), возможность обратиться за советом; умение создать здоровую конкуренцию в команде подчиненных; умелое использование кадрового резерва в процессе стратегических замен; управление командой с целью выявления и нейтрализации возможных оппозиций и создания выигрышной коалиции.

Политические тактики: давление (угрозы, шантаж); апелляция к руководству в процессе постановки задачи для выполнения; обмен. Вознаграждение за оказанную услугу; коалиция. Получение поддержки других людей; эмоциональное расположение; рациональное убеждение; умение вдохновить; экспертное консультирование.

Организационный феномен власти ассоциируется, как правило, с жесткими требованиями руководителя компании. Требованиями, которым необходимо подчиняться. Личная власть руководителя проявляется через использование различных ресурсов, например, социально-психологических, административных, экономических. Эти ресурсы являются мотивационными факторами, которые оказывают влияние на поведение сотрудников как в виде добровольного подчинения требованиям руководителя, так и в виде вынужденного подчинения.



Категория: Самосовершенствование. Дата публикации: 26 Февраль, 2010.