Понятие «Формат конечного результата»


В коучинге принято обозначение «Формат конечного результата», которое появилось благодаря анализу удачного и неудачного опыта при постановке целей. Его также можно назвать стандартом или совокупностью условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы поставленная цель была реализована. Перечисленная ниже совокупность условий является необходимым набором, но не всегда достаточным для гарантированной реализации (здесь необходимо учитывать и такие факторы, как непредвиденные обстоятельства).

Основные компоненты Формата конечного результата:

1) конечный результат либо цели сформулированы позитивно;

2) конечный результат находится в пределах личного контроля;

3) цель соответствует критериям SMART;

4) конечный результат должен быть экологичным.

На стадии формулировки цели, в ходе коуч-сессии необходимо проверить соответствие всем обозначенным выше критериям.

Каким образом происходит формулирование целей и ожидаемых результатов? Коуч задает клиенту определенные вопросы, которые проясняют содержание цели. Порядок и последовательность вопросов не обязательно должны соответствовать заданному Формату, но, тем не менее, они должны учитывать все его аспекты. Только при соблюдении этих закономерностей, цель можно считать корректно сформулированной.

Компоненты Формата конечного результата 1) Формулировка цели в позитивных терминах Прежде всего, в формулировке цели должна отсутствовать частица «не». Таким образом, если формулируются желаемые перемены, то и цель должна отражать желание, а не то, чего требуется избежать.

Всем известно высказывание: «Постарайтесь не думать прямо сейчас о пляшущей желтой обезьяне, кричащей "ура"». Насколько удается НЕ думать о ней и не представлять ее? Скорее всего, вообще не удается. В этом заключается своеобразная особенность сознания человека представлять информацию, мыслить в позитивных, сенсорно представленных терминах.

Например, выражение «Я не доволен работой службы маркетинга. Я не хочу, чтобы они продолжали работать в том же духе…» стоит переформулировать, чтобы оно вызывало позитивные эмоции, а именно:

«Я хочу усовершенствовать работу отдела маркетинга».

Для коуча основная задача состоит в том, чтобы настойчиво задавать клиенту вопросы, позволяющие переформулировать цель и задачи утвердительно.

2) Личный контроль над целью Насколько достижение цели зависит от меня лично?

Иногда руководители ставят перед собой цели, на решение которых у них нет определенных полномочий и ресурсов.

Например, распоряжаться финансовыми средствами или подписывать важные бумаги.

А иногда на процесс достижения цели могут влиять даже погодные условия, которые мы не в силах контролировать.

Создавая цель в соответствии с Форматом конечного результата, необходимо составить два списка, в которых отражаются факторы, подконтрольные менеджеру, и факторы, находящиеся вне сферы его контроля.

Далее следует проанализировать оба эти списка, чтобы понять, какие именно факторы находятся вне контроля лишь в настоящий момент, и что можно сделать, чтобы перевести эти факторы в сферу контроля менеджера. Возможно, нужно развить определенные навыки, получить дополнительную информацию или предпринять дополнительные действия.

После того, как будет проведена оценка этих двух списков, можно будет уяснить для себя уровень правдоподобности задуманного, и насколько поставленная цель приемлема для менеджера на данном этапе.

3) Соответствие цели критериям SMART Вы уже знакомы с этим стандартом целеполагания, однако здесь мы обратимся к нему еще раз, чтобы показать, какие коучинговые вопросы помогут Вам и Вашим подчиненным ставить именно SMART-цели.

Приведем примеры некоторых SMART-целей:

Цель конкретна — Specific.

Приведем пример цели, сформулированной не конкретно: «Цель — сделать компанию 2успешной». Разбить данную неконкретную цель на несколько более определенных позволят следующие вопросы:

· В чем конкретно будет заключаться успех компании?

· О каком успехе идет речь?

· Как Вы поймете, что успех достигнут?

В результате такой коуч-сессии, цель, сформулированная менеджером неконкретно, обретает определенность и четкость, к примеру, «Сделать компанию успешной через увеличение прибыли» или «Добиться успеха с помощью выхода на новые рынки».

Цель измерима — Measurable.

«То, что не измеряется, не делается».

Конкретного описания цели тоже не достаточно. Надо задать количественные показатели, характеризующие желаемый результат. Для привнесения конкретики коуч, как и прежде, пользуется техниками постановки «правильных» вопросов.

В чем будет измеряться результат достижения цели? В количестве персонала или качестве обслуживания? В практических навыках или величине прибыли? Тем самым и сам менеджер, и, впоследствии, его партнеры и подчиненные будут понимать, как именно будет оцениваться успешность или неуспешность перемен — по каким показателям либо полученным результатам.

Цель конкретна и измерима: этому критерию удовлетворить достаточно просто, предложив в результате коуч-сессии сформулировать несколько количественных показателей и выбрать из них оптимальный: «Сделать компанию успешной через увеличение прибыли в 2 раза».

Цель достижима — Achievable.

Цель должна быть не только конкретной и измеримой, но еще и достижимой. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь в виду, что они должны быть достижимыми. Менеджеры, перед которыми ставятся амбициозные цели, должны владеть необходимыми ресурсами для их осуществления. Такими ресурсами могут быть: люди, информация, финансы, оборудование, время, знания и умения. Вероятность достичь цели возрастает, если есть четкое представление обо всех возможностях, которыми можно воспользоваться на пути к цели.

Коуч-вопросы, которые помогают обеспечить соответствие цели критерию достижимости.

· Насколько достижима цель сделать компанию успешной через увеличение прибыли в 2 раза?

· Есть ли существенные препятствия, которые могут не позволить организации/подразделению достичь этой цели?

· Можно ли эти препятствия устранить либо минимизировать риски их возникновения?

Цель значима — Relevant Насколько важна избранная цель? Обладает ли она повышенной значимостью и мотивирующим потенциалом? Все это необходимо понять, чтобы объяснить персоналу, почему необходимо достичь именно эту цель, почему она важна и к чему приведут изменения, связанные с достижением именно этой цели. Наша цель также должна быть уместной и ориентированной на конкретные результаты и возможности их достижения, а также соотноситься с другими целями и приоритетами.

Цель определена по времени — Time bound На этом этапе необходимо определить временные сроки исполнения цели, поскольку срок или точный период выполнения — одна из главных составляющих цели. Она может как иметь фиксированную дату, так и охватывать определенный период. В Формате конечного результата должны быть установлены конкретные реалистичные сроки, в рамках которых менеджер планирует достичь поставленной цели.

К примеру, уточненная формулировка цели может выглядеть следующим образом:

«Сделать компанию успешной через увеличение прибыли в 2 раза, за временной период 6 месяцев».

Цель экологична Чтобы проверить цель на экологичность, стоит задать вопрос: «Что есть в нынешней ситуации такого, что важно было бы сохранить в будущем? Как желаемый результат/цель повлияет на вас как личность, на ваше подразделение?» Случается так, что люди склонны к промедлению в достижении цели, из-за того, что хотят избежать неких нежелательных последствий ее реализации. Именно поэтому последствия достижения планируемого результата должны быть подробно рассмотрены, чтобы и менеджеры, и рядовые сотрудники подготовились к ним и адекватно на них отреагировали. При анализе экологичности цели необходимо рассмотреть все грани исследуемой цели, чтобы позже, уже в процессе реализации, они не оказались причинами неэффективности самой цели либо возможных средств/последствий ее достижения.



Категория: коучинг. Дата публикации: 9 Март, 2010.