Понятие сценарного планирования


В целях оценки возможного влияния внешней среды на организацию в стратегической перспективе иногда компаниями используется метод написания сценариев. Если подход «От стратегического анализа к созданию «единого и неделимого» видения будущего можно счесть традиционным, то данная методика несет в себе некоторую нетрадиционность в плане того, что при сценарном планировании видение становится динамической картинкой. К сожалению, сегодня практически нет литературы на русском языке об этой методике, поэтому материал, изложенный ниже, построен, в основном, на англоязычных источниках. Итак, определимся с термином «сценарий». Сценарии — это описание возможного развития событий в будущем; они выявляют логику, стоящую за событиями, не поддающимися объяснению методами логического прогнозирования. Согласно мнению Петера Шварца и Джея Огилви, сценарии развития — это «гипотезы о вероятном положении вещей в будущем, разрабатываемые специально для того, чтобы выявить риски и возможности, заключенные в стратегических начинаниях». Фантазия может создать достаточно много «картинок будущего». Как выбрать из них наиболее существенные, всего 3-5, к примеру Как понять, что именно они отражают будущее конкретной организации Немного истории. Понятие стратегии первоначально связывалось с военными действиями, необходимость оценки целого спектра возможных стратегий (принимаем план А, но в уме держим «запасной» план В и С, если обстановка кардинально изменится) была также осознана впервые именно военными стратегами, активно использовавшими этот инструмент, позволяющий не пасовать перед неопределенностью будущего (к примеру, во время Великой отечественной войны). В бизнесе пионером в этой области стала компания Shell в начале 70-х годов прошлого века, разработавшая два сценария развития бизнеса. Один — с учетом стабильных цен на нефть, другой — подразумевающий возможность резкого падения последних и иллюстрирующий существенность рисков этой ситуации и возможности их минимизации. В 1937 году, когда кризис все-таки разразился, компания была готова к шоку и справилась с кризисом гораздо оперативнее своих конкурентов. В последующие годы Shell стала второй в мире нефтяной компанией по прибыльности и размеру.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 26 Февраль, 2010.