Понятия бюджета и бюджетирования


Можно дать простое определение, сказав, что это процесс составления бюджетов с последующим как можно более точным их соблюдением.

Для начала имеет смысл посмотреть на этот процесс в целом. На сегодняшний день в науке нет единства в понимании самой сущности этого понятия и его приемов. В США, например, принято четко разделять три понятия: планирование, программирование и бюджетирование. План — система целей и стратегий по их достижению. Программа — комплекс мероприятий по реализации стратегий. Бюджет — это и финансовое выражение целей, стратегий и намеченных мероприятий, это и плановые финансовые сметы и графики расходов, прогнозируемые финансовые результаты исполнения программ и затраты, необходимые для этого. Бюджетирование — это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой — управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений. Бюджет — это такое короткое слово, специально придуманное для того, чтобы каждый раз не произносить более длинную фразу: «Извините господа, но больше денег нет». В управленческом учете под бюджетом понимают документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются. Познакомимся также с определением американского Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету. Бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий: планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута; расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода; капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Как управленческая технология бюджетирование — еще и инструмент контроля за состоянием и изменением положения дел с финансами в компании в целом или в отдельном виде бизнеса. Поэтому наряду с бюджетами на предстоящий период должны составляться отчеты об исполнении бюджетов за истекшее время, а также сопоставляться плановые и фактические показатели. Действительно, бюджетный метод руководства включает предвидения и их выражение в цифрах, затем координацию бюджетов между собой, определение отклонений и, наконец, осуществление корректирующих мероприятий.

Таким образом, бюджетирование можно рассматривать как универсальный инструмент управления, направленный на организацию и оптимизацию системы бизнеса с целью

повышения его конкурентоспособности. Менеджеры не всегда представляют стоимость своих решений. Бюджет содействует лучшему пониманию ими того, чего стоят определенные действия, нахождению общего языка при оценке предложенных проектов. В процессе составления бюджета менеджер имеет возможность сравнить затраты и выгоды альтернативных направлений действий. Сравнение фактических результатов с запланированными дает возможность определить эффективность и результативность деятельности. Итак, для того чтобы принимать решения, делать это осознанно и своевременно, нужна система координат, по которой можно оценить все возможные проблемы или вероятные трудности и выработать систему мер для их исправления. Без такой системы координат у руководителя предприятия или фирмы не будет даже возможности оценить, куда двигается компания. Система бюджетов позволяет заблаговременно оценивать последствия текущего положения дел на предприятии или фирме и реализуемой стратегии для финансового самочувствия этого предприятия или фирмы (путем расчета и анализа финансовых коэффициентов или применения других инструментов финансового анализа). Бюджетирование позволяет заранее оценивать финансовую состоятельность отдельных видов бизнеса и продуктов, обеспечивая финансовую устойчивость всего предприятия или фирмы. Для того чтобы лучше понять и осознать, что такое бюджетирование, и за счет чего оно позволит повысить эффективность работы компании, рассмотрим некоторые аспекты бюджетирования.



Категория: Новости. Дата публикации: 2 Март, 2010.