Права участников исследования


Одним из полезных способов рассмотрения, анализа этических дилемм, возникающих в сфере взаимоотношений исследователя и участника исследований, является их классификация в соответствии с пятью правами участника исследований. Преимуществом рассмотрения данного вопроса в подобном ракурсе является то, что упор делается на выявление причин, по которым процедура не может быть приемлемой с этической точки зрения (например, она нарушает право участника на безопасность), и на получение информации о тех процедурах, которые вызывают этические конфликты. У исследователей затем будет больше возможностей перенести их на новую ситуацию. 15 марта 1962 г. президент США Дж. Кеннеди передал специальное послание о защите интересов потребителей, в котором представил законопроект о правах потребителей. В нем были перечислены соответствующие права: право на безопасность, право на информацию, право выбора и право быть услышанным. Данные четыре права вступили в силу закона в 1974 г. с выходом в США «Акта о невмешательстве в частную жизнь», который относится к случаям оскорбления опрашиваемых в ходе исследований, проводимых правительственными учреждениями. С тех пор в различных странах появилось множество разнообразных групп, защищающих другие права (например, право на образование, право на протест, право на здоровую физическую среду), однако одно право получило всеобщее признание и подходит к области взаимоотношений исследователя и участника исследований – право на возмещение. Не все нарушения прав считаются серьезными, поэтому, как только установлено нарушение, требуется оценка степени серьезности обвинения. Например, многие исследователи указывают на то, что обман, заключенный в сокрытии истинной цели эксперимента (игнорируя право на информацию), носит тривиальный характер, подобен «невинной лжи», являющейся неотъемлемой частью социальной жизни. Рассмотрим восемь областей, в которых могут возникнуть этические проблемы в процессе взаимоотношений исследователя и участника исследований

Каждый основной вопрос представляет собой нарушение одного из трех прав: права на безопасность, права на информацию или права выбора. Четвертое право, право быть услышанным, нарушается каждый раз, когда участнику исследования не разрешается задавать вопросы по ходу, завершению процедуры исследования или выражать беспокойство, опасения. Более того, соблюдение права личности быть услышанным может иногда компенсировать нарушение других прав. Если право быть услышанным представляет важную потребность в самовыражении, то право на возмещение указывает на необходимость восстановления в исходное положение. Хотя можно сказать, что компенсационные меры желательны во всех восьми ситуациях, приведенных в табл. 11, но указаны «право быть услышанным» и «право на возмещение» только в тех случаях, где они абсолютно необходимы. Может показаться, что исследователи, принимая исследовательские решения, действуют самостоятельно. Это не так. На самом деле существует структура подчиненности, которая сдерживает возможности исследователя в отношении принятия решения. Когда подчиненные действуют согласно инструкциям, руководитель несет частичную ответственность за их моральное поведение. Если исследователь игнорирует инструкции и правила, то руководитель вправе возложить всю ответственность в случае возникновения конфликтной ситуации на исследователя.

Более того, в дополнение к официальной иерархии существует неофициальная сфера влияния, которая накладывает на каждого члена команды частичную ответственность за моральное поведение остальных.

К трем основным вопросам сферы взаимоотношений исследователя и членов исследовательской команды относятся: собственные убеждения личности, отношения с другими членами исследовательской группы в процессе работы, возможности вести себя нравственно недопустимо.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.