Предоставление недостоверной бухгалтерской информации


Иногда бухгалтера вынуждены считать то, что совсем непросто измерить. Иногда же им приходится делать сложные умозаключения о том, к какой категории отнести ту или иную позицию. Все эти сложности вовсе не обязательно возникают потому, что люди некомпетентны или пытаются схитрить. Они возникают из-за того, что сотрудникам бухгалтерии целый день приходится делать обоснованные предположения и оценки цифр. Результатом подобных предположений и оценок, как правило, оказывается недостоверность цифр. Пожалуйста, не подумайте, что используя это слово, я ставлю под сомнение чью-то порядочность. Когда финансовые показатели кажутся странными, недостоверность означает только то, что цифры смещены в ту или иную сторону. Это говорит лишь о том, что при сведении своих отчетов бухгалтеры использовали одни предположения и оценки, а не другие. Что бы понять источники недостоверности результатов, необходимо больше знать об исходных предположениях и оценках, и здесь бухгалтерам просто необходимо активно коммуницировать с менеджментом организации. Даже немного познакомившись с «кухней» бухгалтера, вы сможете принимать гораздо более взвешенные и правильные решения. В качестве примера рассмотрим одну из переменных, которую оценивают очень часто. Термин продажи или выручка от реализации относится к стоимости того, что компания продает своим клиентам в определенный период времени. На первый взгляд, разобраться с этими цифрами довольно легко. Однако вопрос в том, когда именно выручку следует включать в отчет (или «признавать», как любят говорить бухгалтеры) Здесь есть несколько вариантов: когда подписан контракт; когда предоставлены товар или услуга; когда выслана накладная; когда оплачен счет.

Если вы скажете: «Когда предоставлены товар или услуга», то будете абсолютно правы. Это служит главным правилом, определяющим время учета выручки в Отчете о доходах и расходах. Однако это правило также совсем не простое. Его применение требует ряда

предположений. Представьте, к примеру, что компания продает клиенту копировальную машину, а также заключает договор на обслуживание, включая все это в один финансовый пакет. Допустим, что машина продается в октябре, тогда как договор на обслуживание действителен в течение следующих двенадцати месяцев. А теперь подумайте: какую часть стоимости покупки нужно записать в бухгалтерские книги на октябрь В конце концов, компания еще не предоставила все услуги, за которые несет ответственность в течение года. Конечно, бухгалтеры могут оценить стоимость этих услуг и соответственно откорректировать цифру выручки. Однако это потребует серьезных умозаключений и достаточно сложного документооборота. Нельзя сказать, что приведенный пример абсолютно гипотетический, редкий и безобидный. Это вам могут подтвердить в компании Xerox, которая «играла» с признанием выручки на таком уровне, что дошла до убытков в размере 6 млрд. долларов. В чем там было дело Xerox продавала офисную технику в пакете с договором на заправку и обслуживание в рассрочку на четыре года. И проблема тут была в распределении стоимости техники и услуг по месяцам. Прибыли компании оказались сильно растянутыми во времени, что привело к резкому падению стоимости ее акций. И тогда руководство Xerox решило записать в книги будущее повышение доходов от предполагаемых продаж вместе с сопутствующими прибылями. Вскоре почти все продажи по этим договорам начали признаваться на момент заключения сделки. Руководители Xerox явно сбились с пути и попытались использовать бухгалтерский учет для покрытия своих ошибок в бизнесе. Опыт Xerox наглядно показывает: манипулирование правилами ведения бухгалтерии способно привести к поразительным искажениям финансовых результатов.



Категория: Бухучет. Дата публикации: 1 Март, 2010.