Прикладные аспекты организационного поведения


Эффективное управление организациями и людскими ресурсами сталкивается с рядом проблем. Сокращение штатов, информационный взрыв, глобальная конкуренция и ряд

других явлений характеризуют ситуацию, с которой сталкиваются менеджеры в современных условиях. Самое простое и верное решение этих проблем высказал Сэм Уолтон, владелец сети универмагов. Ему задали вопрос: «В чем ключ к успеху?».

На что он ответил: «Люди — вот ключ к успеху!» Последние десять лет менеджеры занимались реструктуризацией своих организаций для повышения их эффективности и конкурентоспособности на рынке. И хотя реформирование приносит некоторые тактические успехи в повышении производительности и снижении издержек, оно не может справиться с грядущими проблемами. Новая рабочая среда требует принятия новых решений, основанных на знании меняющихся условий окружающей среды. В компетенцию организационного поведения входят понимание и прогнозирование человеческого поведения, а также управление им. Важно отметить и то, как организационное поведение соотносится со смежными дисциплинами, такими, как теория организации, организационное развитие, управление персоналом. Наконец, необходимо обеспечить теоретическое обоснование для построения концептуальной модели. В качестве такого обоснования использованы когнитивный и бихевиористский подходы, а также интегративная, формирующаяся теория социального научения. Когнитивная теория с большим уважением относится к человеку, предполагая направленность его поведения. Когнитивные процессы (ожидание, восприятие) помогают объяснить поведение. Бихевиористский подход имеет дело с наблюдаемыми формами поведения и его ситуационными факторами, определяемыми средой. Подход социального научения подчеркивает, что личность и среда находятся в постоянном взаимодействии и определяют друг друга. Этот подход включает как когнитивные, так и бихевиористские элементы и используется для теоретического обоснования модели организационного поведения. В рамках науки об организационном поведении сегодня рассматриваются следующие прикладные направления: Отбор сотрудников и их распределение на работу: разработка оценочных инструментов для отбора, распределения, аттестации и продвижения пo службе сотрудников; проверка валидности инструментов тестирования; профессиографический анализ; разработка и применение программ подбора персонала; оптимизация размещения персонала; определение потенциала сотрудников для работы в качестве менеджеров.

Обучение и развитие: определение потребностей в обучении и развитии;

составление и проведение программ технической подготовки персонала и развития менеджмента; оценка эффективности программ обучения и развития с точки зрения производительности труда и удовлетворенности сотрудников; планирование карьеры.

Организационное развитие: анализ структуры организации; повышение удовлетворенности и эффективности отдельных сотрудников и рабочих групп; проведение организационных изменений.

Измерение выполнения работы: разработка критериев; измерение полезности; оценка эффективности организации.

Качество рабочей жизни: повышение производительности труда отдельных сотрудников; выявление факторов, связанных с удовлетворенностью работой; перепланирование работы с целью увеличения ее содержательности.

Инженерная психология: проектирование рабочей среды; оптимизация эффективности взаимодействий между человеком и техникой; разработка системных технологий.



Категория: управление. Дата публикации: 27 Февраль, 2010.