Пример управленческого анализа


Евгений Стебельский, владелец одноименной шоколадной компании, интересуется точной информацией о стоимости шоколада и должен определить, будут ли производство и продажа его собственной марки шоколада выгодны и останутся ли они конкурентоспособными. Евгений знает, что он не может продать свой шоколад дороже, чем по 1000 руб. кг. Он также знает, сколько шоколада он может продать в течение первого года работы компании. Евгений дает задание своему бухгалтеру Сергею Чезову проанализировать всю цепь создания стоимости и спроектировать начальные затраты на килограмм продукта.

Е. Стебельский заинтересован в снижении высокой начальной себестоимости (800 руб. кг), которая оставляет только 200 руб. кг (1000 руб. — 800 руб.), чтобы покрыть все услуги по изготовлению продукта и получить прибыль.

Маржа равна 20 процентам доходов (2001000). Евгений полагает, что для успеха предприятия маржа должна быть, по крайней мере, 35 %. Так как отпускная цена ограничена конкуренцией, необходимо найти способ уменьшить затраты. Сергей указывает, что самые затратные стадии в цепи создания стоимости фабрики — снабжение и производство. Способы уменьшить удельную стоимость на 1 кг могут быть следующими:

1. Продавать более высокие объемы шоколада.

Это не реально для нового продукта. Публика не знакома с брендом. И вообще, надо сначала попробовать, будет ли он продаваться, и только потом решать вопрос об объеме производства.

2. Использование единственного поставщика.

Евгений планировал заказывать материалы от множества поставщиков. Хотя заказы не будут достаточно большими, чтобы получить скидки за объем (см. пункт 1), но все-таки что-то можно сделать. Экономия на скидках за объем составляет 50 рублей за кг.

3. Аутсорсинг.

Компания привлекает третьих лиц для выполнения работ по производству. Изготовитель шоколада с большим объемом продуктов может произвести продукт по намного более

низкой себестоимости, чем он мог бы быть сделан на фабрике. Себестоимость производства будет 350 руб.кг против 450 руб.кг, если это произведено на равные 100 руб., что является экономией от аутсорсинга производства на кг (450 руб. – 350 руб.). Эта экономия стоимости позволила бы компании продавать шоколад по конкурентоспособной цене и получить маржу 35 %. Пересмотренная себестоимость производства шоколада, руб.: Первоначальная стоимость, за 1 кг……………………………………………………800 Изменение стоимости при использовании одного поставщика……………………50 Уменьшение себестоимости при аутсорсинге производства……………………..100 Пересмотренная себестоимость……………………………………………………….650

Этим анализом проиллюстрированы два важных вывода:

1) миссия предприятия: как розничный продавец, компания не имеет никакого производственного опыта по изготовлению шоколада. Компания должна была бы изменить свою миссию и сделать главные изменения в способе, которым она занимается коммерцией;

2) зачастую лучшая политика состоит в том, чтобы привлечь третьих лиц для выполнения работ той части создания цепи стоимости, которые не являются частью основной компетенцией компании.

Так как компания не имеет основной компетенции в производстве шоколада, то она не увеличивает свою конкурентоспособность, продолжая работать в этой области. Компания была бы более успешной при наличии опытного изготовителя шоколада, производящего продукт согласно ее спецификациям, которые она может продавать под своим брендом.

Поскольку бизнес растет, увеличенный объем может позволить пересматривать условия производства шоколада.

Таким образом, преимущества анализа цепи создания стоимости позволяют компании: определить, какие виды деятельности участвуют в добавлении стоимости; сфокусироваться на ключевых компетенциях компании; определить продукты и услуги, которым необходим аутсорсинг; уменьшить время выполнения первичных процессов и доставки продукта на рынок.



Категория: управление. Дата публикации: 2 Март, 2010.