Проблемы качества собираемых данных


Проблемы качества собираемых данных связаны, прежде всего, с: обеспечением надежности данных; проявлением предвзятости при сборе данных; обеспечением валидности и возможности генерализации данных.

Надежность данных означает, что повторное проведение исследования позволит получить данные, сходные с оригинальными. Но, говоря о надежности данных, полученных нестандартизованными исследовательскими методами, необходимо учитывать, что используемые в них методы не предполагают обеспечение возможности повторного проведения исследования, поскольку исследователя интересует ситуация, которая, сложившись на момент проведения исследования, вероятнее всего, изменится в будущем. Исследователь исходит из предположения, что изучаемые процессы сложны и динамичны. Ценность нестандартизованных методов состоит в гибкости подходов, позволяющих исследователю комплексно изучить интересующую его тему.

Поэтому на протяжении всего исследования рекомендуется вести записи о планировании

исследовательского процесса, причинах выбора тех или иных стратегий и методов, а также регистрировать все полученные данные. Все эти данные могут быть впоследствии использованы другими исследователями и позволят им понять построение исследовательского процесса у предшественника, а также воспользоваться собранными им (ей) данными. Качественный подход к исследованиям не означает, однако, отсутствия строгости в организации исследовательского процесса, более того, эта строгость должна быть убедительной даже для самых пылких приверженцев количественного подхода. Вопрос надежности данных может быть связан с искажением результатов исследования. Существует много причин искажения данных, первая из которых — это предвзятость исследователя. Это значит, что тон или другие действия опрашивающего влияют на содержание ответов опрашиваемого. Предвзятость исследователя может проявляться на уровне как формулировки вопроса, так и интерпретации ответов. В надежности и валидности собранных данных можно усомниться и тогда, когда исследователю не удалось добиться доверия участника. Еще одна причина искажения данных — предвзятость участника. Она может быть связана: с желанием опрашиваемого каким-то образом согласовать свой ответ с тем, что, по его мнению, рассчитывает услышать опрашивающий; с тем, что предмет дискуссии затрагивает личные интересы участника и он (она) будет стараться представить себя в наиболее выгодном свете; с составом участников в групповых интервью. В этом случае искажение данных закладывается на этапе отбора участников исследования.

Избавить себя от этих проблем можно только правильной организацией интервью. Чтобы исключить влияние источников этих искажений данных, необходимо принять ряд мер. Перед началом интервью интервьюер должен оценить: свою подготовленность к собеседованию; информацию, полученную участником; свой внешний вид; свое вступительное слово перед началом собеседования; способ постановки вопросов; влияние собственного поведения на ответы участника; свою способность быть внимательным слушателем; правильность понимания полученной информации; способ регистрации данных.

Во время исследования на основании «качественных» интервью часто возникает вопрос о возможности генерализации его результатов, даже если валидность данных не вызывает сомнения. Говоря о валидности, подразумевается степень доступа к информации, которой располагают участники исследования, а также степень понимания исследователем того, какие значения придают участники тем или иным понятиям. При проведении интервью необходимо избежать двусмысленности трактовки понятий, рассмотреть все необходимые вопросы с различных точек зрения, убедиться в том, что респонденты четко понимают вопросы интервьюера.

Качественные исследования, проведенные с использованием частично структурированных и неструктурированных интервью, не позволяют делать обобщения относительно всей генеральной совокупности, если они проведены на основании нерепрезентативной выборки. Такая стратегия известна нам как изучение практической ситуации (см. Приложение 1).



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.