Проблемы, связанные с организацией системы бюджетирования


Обратимся, прежде всего, к проблемам, связанным с организацией системы бюджетирования. На рис. эти проблемы распределены по важности.

Рис. Проблемы, связанные с организацией системы бюджетирования

Важнейшей проблемой в этой области является реальность формируемых финансовых бюджетов. Действительно, реальное и эффективное управление компанией возможно лишь при наличии обоснованного плана на достаточно длительный промежуток времени — год, квартал. Нереальность планов вызывается, как правило, необоснованными плановыми данными по сбыту, плановой доле денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, раздутыми потребностями в финансировании (затраты подразделений на техническое обслуживание, капитальный ремонт, общехозяйственные расходы и т.д.). В итоге, полученные ценой значительных усилий, бюджеты не являются реальным инструментом управления, которое осуществляется по-прежнему — путем субъективного распределения оборотных средств по различным текущим статьям. Одной из ключевых причин этого факта является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении бюджетов.

Второй важнейшей проблемой является оперативность составления бюджетов. Даже

хорошо проработанный план становиться ненужным, если опаздывает к заданному времени. Так, месячный план, утверждаемый к концу второй недели, с самого начала вызывает сомнения в своей практической пользе. Причины низкой оперативности хорошо известны управленцам, это: отсутствие четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, необходимость долгих процедур итерационного согласования планов, недостаток и недостоверность информации. Очень часто процедуры формирования бюджета строятся на недокументированных взаимоотношениях между отделами, телефонных звонках, нестандартных документах и прочее. Эти две проблемы неизбежно вызывают третью — прозрачность бюджетов для руководства. Это естественное следствие отсутствия четких внутренних стандартов формирования финансовых планов. Отсутствие последовательности операций, проходящей через все отделы и имеющей своей целью удовлетворении потребностей руководства в инструменте управления — бюджете предприятия, приводит к отрыву долгосрочных финансовых планов (например, на один год) от краткосрочных (месяц, неделя). Краткосрочные планы формируются по своим законам и имеют целью распределение дефицитных оборотных средств предприятия по направлениям и проектам, руководители которых сумели добиться выделения ресурсов. Конечно, сейчас встречаются предприятия, где эта проблема в значительной степени решена, но для большинства из них она продолжает оставаться актуальной.



Категория: Новости. Дата публикации: 5 Март, 2010.