РАБОЧИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ


Профессионалы, занятые в индустрии кинопроизводства, постоянно работают над разными проектами, заканчивая один и начиная другой. Считается само собой разумеющимся, что они должны уметь быстро налаживать рабочие отношения с коллегами. Благодаря своему богатому опыту участники съемочной группы, деятельность которой мы изучали, были весьма искусны в этом. Кроме того, близко познакомиться друг с другом в короткие сроки им помогли репетиционный период перед съемками, а также некоторые другие структурные особенности рабочею процесса.

В конце подготовительного этапа Пени отвел целую неделю на репетиции, чего другие режиссеры, как правило, не делают. Во время съемок актеры обычно не работают на площадке одновременно. Неделя репетиций дала возможность режиссеру и исполнителям почувствовать себя единой командой. Она помогла актерам в спокойной обстановке, до начала жесткого съемочного графика, ознакомиться со стилем работы Пенна и проникнуться доверием к нему. Актеры считали репегиции такими важными, что были согласны получать за участием них минимальную утвержденную профсоюзом заработную плату — во много раз ниже контрактных ставок на период съемок.

Другим моментом, ускорившим формирование коллектива, стала типичная для процесса студийного производства изоляция от внешнего мира, на которой Пени особенно настаивал в течение репетиционной недели. В условиях напряженной совместной работы по нескольку часов без перерыва изоляция по­могала людям лучше сосредоточиться на поставленной задаче и интенсивнее взаимодействовать друг с другом, что позволило за

сравнительно короткое время выполнить большой объем работы. Такая система способствовала тому, что актеры максималь­но использовали свой творческий потенциал и выкладывались до конца. Работа в столь интенсивном режиме возможна лишь на протяжении недолгого периода, следовательно, такой «рывок» лучше всего организовывать непосредственно перед нача­лом основной части проекта,

Независимо от характера проекта, на ознакомление с поставленной целью и налаживание хороших рабочих отношений нужно выделить время и средства. В большинстве случаев этот процесс требует активного участии руководителя, не только потому, что он —ключевая фигура, по и с целью показать серьезность его отношения к проекту и аналогичные ожидания отно­сительно всех его участников. Например, но решению Пенна, в рабочие часы никто, в том числе и он сам, не имел права разговаривать по телефону, чтобы ничто не мешало актерам сосредоточиться во время репетиции.

В промышленных и коммерческих организациях начальному периоду социализации часто не уделяют должного внимания или вообще пренебрегают ею. Процесс адаптации может носить как формальный, так и неформальный характер и быть сосредоточен на изучении поставленных целей, на построении рабочих отношений или на том и другом одновременно. Формальные целеполагающие встречи, такие как брифинги, инструктажи, совещания, посвященные разработке планов и т.п., позволяют работникам понять, что за человек будет ими руководить, какие надежды он возлагает на этот проект, как он собирается его осуществлять и какой у пего стиль работы. За исключением тех случаев, когда руководитель имел возможность обсудить стоящие перед командой задачи с каждым из ее членов, у него нет оснований считать, что работающие под его началом люди четко представляют свои задачи.

Труднее обозначить неформальные пути социализации той или иной рабочей группы. На начальной стадии проекта важ­ным средством налаживания межличностных связей нередко служит обычная возможность поболтать, что вовсе не пустая трата времени, как это может показаться. В любой временной системе формируется своя миникультура, включающая в себя определенные речевые обороты, шутки, общие воспоминания, которые возникают в результате взаимодействия людей. На этапе производства «Ночных ходов» эта миникультура естественным образом формировалась во время совместных перекусов дважды в день и в перерывах между съемками разных сцен. Структура деятельности других временных систем часто не предполагает таких полезных пауз. В этом случае члены группы сближаются, общаясь во время обеденного перерыва, на пути к рабочему месту, в туалетах или возле бачков с питьевой водой.

В некоторых случаях имеет смысл вовлекать в орбиту временных проектов жен и мужей занятых в нем сотрудников, особенно если будущая работа чревата стрессами. В таких ситуациях участникам группы понадобятся поддержка и понимание их семей, которых они так мало видят. Очевидно, что при съемках фильма этот вопрос решается легче, чем при реализации какоголибо технического проекта, поскольку мужья и жены актеров и операторов достаточно хорошо представляют, над чем именно работают их супруги. Если же проект носит секретный или недоступный пониманию неспециалиста характер, руководителю, возможно, придется провести определенную работу с супругами своих подчиненных.

И последний, но важный момент — организационный климат. Представители высшего руководства не всегда осознают, что затраты времени на построение межличностных отношений в коллективе нельзя считать нецелевым использованием ресурсов. И даже там, где это понимают, нужно подбирать те методы налаживания контактов, которые более естественны и уместны как для всей организации в целом, так и для людей, набранных для участия в конкретном проекте. Если же идея подобной подготовки воспринимается организацией в целом как нечто экстраординарное, следует постараться не афишировать свои действия во избежание обвинений в элитаризме или создании особых условий.

После того как руководитель определит общие черты будущей временной организации, пора продумать план формировании взаимоотношении между членами группы. Когда вел команда соберется в полном составе, он сможет скорректировать этот план исходя из того, какие конкретно люди были отобраны или назначены для участия в проекте.



Категория: креативность. Дата публикации: 10 Март, 2010.