Рациональный бюджетный процесс


Рациональный бюджетный процесс

Во всех приведенных ранее в данном разделе схемах, иллюстрирующих бюджетный процесс, мы использовали рациональные логические обоснования и линейные структуры и потоки. Прежде чем перейти к рассмотрению поведенческих реалий управления бюджетом, проанализируем более подробно именно эту рациональную модель управления бюджетом и отчетности по нему со стороны менеджеров.

В рациональном процессе составления бюджета необходимо ставить операционные цели, отвечающие критериям SMART (конкретные, измеримые, достижимые, согласованные, ограниченные во времени). Нужно заботиться о тщательном определении уровня исполнения, которого должен достичь каждый менеджер, а также обращать внимание на мониторинг и реагирование на то, что происходит в реальности.

Важным этапом процесса управления является этап сопоставления плановых и фактических показателей и определение различий между ними. Бухгалтеры называют такие различия «отклонениями»; отклонения благоприятны, если демонстрируют, что дела идут лучше, чем планировалось, и неблагоприятны в противоположном случае. В случае значительных отклонений старшие менеджеры запросят соответствующих Пре объяснений. Часто в случае неблагоприятного отклонения потребуются некие корректирующие действия, а их, в свою очередь, следует определить, а затем реализовать.

Системы управления бюджетом должны быть достаточно гибкими, чтобы в случае необходимости можно было изменить бюджет. С момента его принятия обстоятельства могут измениться; анализ отклонения может выявить, что запланированные в бюджете цифры уже не соответствуют реальной ситуации. Недостаточно только устранять отклонения. Менеджерам может потребоваться пересмотреть бюджет. Менеджеры не должны бояться пересматривать и изменять бюджет, если обстоятельства изменились с момента его составления



Такого рода планы позволяют организациям соотносить расход ресурсов, деятельность по их использованию и получение конкретных результатов с отдельными менеджерами, ответственными за эти вопросы. Надежная система управления бюджетом подразумевает наличие ясной организационной структуры, которая обеспечивает четкое распределение ответственности: полномочия каждого менеджера ясно определены, менеджеры осведомлены о своей ответственности за работу (функционирование) своих отделов. Часто это называется учетом по ответственности (responsibility accounting).



Категория: Новости. Дата публикации: 4 Апрель, 2010.