Разработка стратегии и креативность


Разработка стратегии — это всегда создание чего-либо нового либо придание новой формы «хорошо забытому старому». И российские, и западные топ-менеджеры сегодня сетуют на скудность корпоративного креатива, невозможность «выйти за рамки» стереотипов внутрикорпоративного мышления, а разработка хорошей стратегии невозможна без творческого подхода. Почему же столь популярная техника мозгового штурма не дает желаемого результата сегодня В одной из статей Harvard Business Review акцент делается на умении ведущего мозговой штурм задавать правильные вопросы. Оказывается, было проведено исследование среди нобелевских лауреатов, и все они единодушно сказали, что как только им удалось задать себе «правильный вопрос», качественно новое решение было уже «в кармане». Вот один из таких вопросов: с каким барьером, не позволяющим приобрести наш товар либо услугу, мирится наш потребитель, не подозревая о наличии альтернативы

Посмотрим на обычную автозаправочную станцию. Каков же «невидимый» барьер, мешающий приобрести горючее у определенного производителя — Надо обязательно доехать до конкретной заправки. Средний автомобиль находится в дороге 500 часов в год, остальное время — припаркован где-то либо находится в гараже. Если даже самолеты заправляют в воздухе, почему нельзя заправить своих постоянных клиентов, пока они находятся на стоянке, если водитель выставил определенный знак-сигнал для заправщика Некоторые компания создают «карты ума» либо деревья ключевых вопросов, чтобы добраться до «жемчужного зерна» — нового стратегически значимого решения. Есть еще рецепты, как саму процедуру мозгового штурма сделать более творческой.

1. К сожалению, в процесс разработки стратегии не всегда вовлекаются те, кто может привнести дополнительную ценность, энергию, творческий подход, часто участниками группы по разработке стратегии становятся «политические» фигуры. Подумайте: Кто из ваших менеджеров ведет вашего клиента, осуществляющего у вас

самые крупные приобретения Кто из ваших клиентов использует ваш продукт нетрадиционным образом Как бы мы могли изменить наш продукт, если бы адаптировали его к потребностям каждого клиента Какие потребности наших клиентов изменяются быстрее других Для каких наших клиентов не нужноне критично постпродажное обслуживание Какие наши «прорывы» в области управления эффективностью и результативностью деятельности могли бы взять на вооружение и другие компании и т.д.

2. Необходимо удостовериться, действительно ли все участники мозгового штурма вовлечены в процесс (100% участников должны быть на 100% вовлечены в обсуждение на протяжении всего действа).

3. Для собрания более 20 человек социальная норма поведения – быть немногословным и кратким, и только немногие нарушают это правило, тем самым, заставляя других участников молчать. Так может быть, поделить группу из 20 человек на 5 подгрупп Тогда и эффект от присутствия первого лица (подавление) будет минимизирован, и каждый участник будет стремиться полностью выложиться. Более того, тех, кто ранее подавлял коллег, можно выделить в отдельную группу.

4. До начала мозгового штурма лучше кратко обозначить, каковы основные цели данного мероприятия: либо небольшие постепенные улучшения, либо идеи-прорывы. Можно также указать ограничения по бюджету. Таким образом, будут заданы границы обсуждения, которые определят в будущем его реализуемость.

5. Идеи часто рождаются уже после мероприятия, так как все его участники вряд ли, выйдя за дверь, выбросят из головы происходившее, поэтому рекомендуется повторить встречи рабочих групп и «докреативить» стратегию.

Рамкиграницы генерируемых на стратегических мозговых штурмах идей могут быть легко прояснены с помощью матрицы Абеля.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 26 Февраль, 2010.