Роль качественных исследований


Качественные методы предполагают сбор информации в свободной форме; они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Качественные методы позволяют понять суть проблемы, сформулировать задачи и понятийный аппарат для последующего количественного исследования. Однако в ряде исследований качественные исследования могут следовать за количественными, выполняя задачу объяснения полученных количественных данных. Задача методов качественных исследований — получить разведочные данные, а не количественное распределение мнений. В качественных методах для того, чтобы объяснить, интерпретировать понятия, используются не цифры, а слова. Полученные качественными методами данные не подлежат, чаще всего, количественному анализу, так как они отвечают не на вопрос «сколько», а на вопросы «что», «как» и «почему». В качественных исследованиях широко используются проективные и стимулирующие техники, которые помогают исследователю раскрыть мотивы, установки, отношения, предпочтения, ценности, степень удовлетворенности и т.п. респондентов. Проективные техники способствуют преодолению трудностей коммуникации, а также позволяют выявить скрытые мотивы, неявные установки и пр. Большинство методов качественного исследования основаны на подходах, которые были разработаны психологами. Поэтому сбор данных должен осуществляться высококвалифицированным в своей предметной области специалистом во взаимодействии с профессиональным психологом.

Качественные исследования используются для сбора информации о наклонностях, мотивациях, ценностях, настроениях и т.п. людей, например, потребителей в маркетинговых исследованиях, сотрудников — при исследованиях в области человеческих ресурсов и т.д. Качественные методы обеспечивают более глубокое

понимание процессов, происходящих в сознании людей, участвующих в процессах производства товаров и услуг, способствуют выявлению моделей и привычек поведения, дают возможность определить причину той или иной реакции, например, на организационные изменения. Наибольшее применение в практике бизнеса получили следующие качественные методы: интервью; фокус-группы; наблюдение; эксперимент.

Такие методы, как наблюдение и эксперимент, были подробно рассмотрены ранее, поэтому уделим внимание интервью и фокус-группам.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.