Слишком много поваров


В любом совместном коммерческом предприятии це­ли и средства каждого из участников могут оказать ре­шающее воздействие на успех всего дела. Удостоверьтесь, что все члены команды ясно высказали свои наме­рения и достигли согласия, иначе вы можете оказаться в ситуации, когда не удастся соблюсти баланс деловых интересов всех участников.

В описываемом примере совместное предприятие раз­валилось, потому что его организаторы не договорились о своих мотивах и обязательствах.

Эта шикарная вечеринка после спектакля проходила в одном из фешенебельных районов города, в особняке, наполненном талантливо исполненными и со вкусом по­добранными образцами ремесел и искусств из Цент­ральной Америки. Смесь современного и традиционного в этом собрании вызывала бесчисленные охи и ахи го­стей. Многие говорили, что коллекция очаровательна и прекрасно гармонирует с архитектурой дома.

В одном из уголков гостиной собрались три женщи­ны, обсуждавшие эти несколько неожиданные восторги приглашенных по поводу экспонатов из Центральной Америки, действительно расставленных по всему дому. Если собравшимся так понравились эти вещи, то почему бы им не вызвать такой же интерес и у других людей? Чем дальше продвигался разговор, тем яснее вырисо­вывалась схема организации бизнеса. Могли бы они от­правиться в разные центральноамериканские страны, найти там талантливых ремесленников, художников и подобных им мастеров — авторов аналогичных работ, а затем привезти их изделия в США? А там городская публика с причудливыми вкусами получила бы возмож­ность накинуться на эти предметы искусства, тем более — по вполне приемлемой цене. Это выглядело как довольно очевидная возможность для бизнеса.

Потенциальными  участниками   этой   предпринима­тельской игры оказались Дина, Кейси и Мария. Они  не просто подругами, но интересовались примитив­ам искусством; каждая из них хотела бы видеть в своем интересе к искусству также источник средств к существованию.

Дина имела опыт работы в международном консал­тинге и путешествовала по странам Латинской Амери­ке. Она была знакома с женой посла одной из этих стран, и ей казалось вполне возможным найти способ соче­тать работу и удовольствие. Постоянно рискуя не уло­житься в жесткое расписание своей работы, она начала искать другие возможности для заработка и создания собственного бизнеса.

Кейси в прошлом работала агентом по маркетингу в производстве одежды, а сейчас занималась домашним хозяйством. Своими связями в Латинской Америке она была обязана фабриканту одежды, у которого были про­изводственные мощности в этих странах и чью фирму она представляла. Во время работы на эту компанию она несколько раз посетила производство и каждый раз привозила оттуда полные сумки всяких сувениров, кото­рые теперь украшали ее дом. Она была бы не прочь
 найти способ подзаработать, хотя и не стремилась к чрез­мерному риску, так как растила двух маленьких детей

Мария, уроженка Коста-Рики, была служащей банка который финансировал множество проектов по всей Латинской Америке. По службе ей приходилось много путешествовать по этому региону, и она относилась к местным ремеслам и народным промыслам как к микро ­предпринимательству. Она была страстным коллекцио­нером латиноамериканского искусства.

Каждая из этих женщин знала еще нескольких, у кото­рых были схожие интересы и мечта создать собственный бизнес. Эти знакомые, как правило, соглашались стать «немыми партнерами», и очень скоро их совместное пред­приятие оказалось в предстартовом состоянии.

Три женщины с самого начала считали себя подруга­ми и были твердо намерены оставаться ими и дальше. Но когда они начали выяснять, кто и что должен делать, кто и сколько должен платить и когда они получат при­быль на вложенные средства, между ними начались кон­фликты.

Дина предложила совместить закупочную поездку в Коста-Рику с некоторым анализом экономических усло­вий в этой стране, заказ на который она только что полу­чила. Самым невинным образом этот первый набор дело­вых решений превратился в неразрешимую головоломку. Например, Кейси сомневалась, сумеет ли Дина купить не просто то, что ей понравится, а такие предметы, кото­рые действительно будут продаваться. Марию беспокои­ло, достаточно ли Дина разбирается в дизайне, чтобы выбирать изделия, которые будут пользоваться популяр­ностью. Кроме того, она начала волноваться, что связи, ко­торые поддерживались ею в регионе, не понадобятся и она останется бесполезным членом команды.

«Молчаливые партнеры» тоже подали голос: они не были уверены, что такой способ закупки первой партии яВляется наилучшим. Что случится, если отобранное Диной в конце концов окажется кучей хлама? Как парт­неры намерены выпутываться, если на рынке предметов искусства доставленный товар произведет отрицатель­ное впечатление?

«Активные» инвесторы начали рассматривать «пассив­ных» как назойливых опекунов. Соглашение о распреде­лении обязанностей для решения первоочередных задач маркетинга, продаж и налаживания каналов сбыта было отодвинуто на задний план борьбой за поиск лучшего спо­соба удовлетворить обе группы инвесторов.

Через несколько месяцев такой позиционной борьбы и упущенных возможностей по приобретению товара рож­дественский закупочный бум остался позади, а они так и не смогли ничего предложить тем, кому они к этому вре­мени надавали обещаний.

Через некоторое время «подруги», затеявшие дело, при­шли к тому, что перестали разговаривать друг с другом. Некоторые из пассивных инвесторов изливали яд на их бизнес-идею. Все участники этого предприятия вышли из него проигравшими — как в финансовом, так и в личном плане.

Анализ

•  Что произошло не так?

•  Какую ошибку совершили действую­щие лица?

Участникам этого предприятия не удалось быть от­кровенными друг с другом относительно своих деловых и личных целей. Они пытались сдвинуться с места без ясного понимания того положения, которое занимает каждый инвестор в общей картине. Они не отдавали себе отчета в необходимости двух типов стратегии цорганизационной структуры: один набор — для началь­ного периода, и другой, более строгий и формальный, -^ на период полномасштабного функционирования пред­приятия.

УрокВпрок

Когда требуется приложение командных усилий, очень важно иметь письменно проработанные «правила игры», то есть соглашение о целях и методах работы, или, по крайней мере, разделяемое всеми понимание, каков бу­дет вклад каждого в общее дело. Легко поддаться ро­мантике прекрасной деловой идеи и забыть, что каждый человек может иметь свои собственные причины, чтобы ее поддерживать.

В то же время каждый может взять на себя свою долю ответственности, как об этом свидетельствует, на­пример, желание быть активным или пассивным инвес­тором.



Категория: Малый бизнес. Дата публикации: 30 Март, 2010.