Советы покупателю готового бизнеса


Если вам уже понравилась какая-либо компания – не спешите. Существует ряд правил, которых нужно придерживаться при покупке хоть какого бизнеса, даже самого маленького.

Для начала нужно осознать, зачем вам этот бизнес. “Это ранее делом собирались заниматься всю жизнь, а сейчас многие предприниматели настроены на то, чтоб осознать, сколько они сумеют на нем заработать и, более того, как они будут из него потом выходить”, – считает управляющий проектов компании “Стратегика” Светлана Коршунова. А это значит, что уже при покупке готового бизнеса неплохо бы обмыслить стратегию его развития и вербования инвестиций на пару лет вперед. Сделать это можно, проанализировав ситуацию на рынке и осознав, какое место на нем занимает интересующая вас компания.

К огорчению, на данный момент очень немногие предприниматели об этом думают, считая, что “так либо по другому позже разберемся”. И это понятно – за пару лет финансовая ситуация в стране может поменяться, и полностью осязаемо. Все же специалисты рекомендуют заблаговременно просчитать несколько сценариев развития событий на рынке и варианты собственного поведения при реализации каждого из их. Лучше также заблаговременно осознать, какие есть способности для улучшения бизнеса, какие дополнительные вложения для этого потребуются и где отыскать финансирование, если не хватит средств.

Еще до покупки бизнеса нужно осознать, находится он на пике собственного развития (за которым, возможно, последует спад) либо же у него есть потенциал роста. Управляющий директор “ЦентрИнвест Груп” Вахтанг Хуцишвили гласит, что при покупке бизнеса все находится в зависимости от нескольких критерий: от того, где находится данный бизнес на момент покупки, какова его стоимость, и от того, как клиент планирует далее с ним поступить – довести его до неплохого уровня и потом реализовать либо приобрести к тому же другие активы. По его воззрению, можно заработать и на “падающем” бизнесе, и даже на покупке компании, находящейся на грани банкротства.

Принципиально найти и мотивы покупателя – почему он реализует свою компанию и почему конкретно на данный момент. Декларировать можно одно, а настоящая причина может быть совершенно другой. Специалисты рекомендуют, не считая проведения переговоров с собственником, попытаться пообщаться с его менеджерами – это поможет прояснить ситуацию. А вот брать бизнес через посредников не рекомендует никто.

“В хоть какой компании есть свои “скелеты в шкафу”, – гласит Светлана Коршунова. – Принципиально осознать, как устроены валютные потоки в компании, которую вы собираетесь приобрести”. Часто прибыль оседает в аффилированных структурах, к примеру, в торговом доме, где продается производимая предприятием продукция. Потому, покупая бизнес, нужно сделать анализ “на аффилированность” – исходя из убеждений валютных потоков. А это не всегда просто сделать хотя бы поэтому, что бухгалтерский учет не всегда отражает реальное положение дел. Другими словами, вы должны быть полностью убеждены, что покупаете реальный бизнес, а не пустую “оболочку”.

Постарайтесь также не разглашать свои планы, готовясь к покупке компании, так как весть о смене собственника может привести к дилеммам с персоналом, который, ужаснувшись неопределенности, захотит поменять работу. Менеджмент может увести за собой клиентов, а это уже становится небезопасно для самого существования бизнеса. “Лояльность служащих к новенькому собственнику покупается, – считает Вахтанг Хуцишвили, – так как в каких-либо случаях самое драгоценное в компании – это ее работники, как, к примеру, в консалтинговом либо вкладывательном бизнесе, но так бывает не всегда, и нередко основным оказывается оборудование либо технологии”. Если же важен конкретно человечий фактор, то обычно старенькый обладатель бизнеса заключает с сотрудниками “бонусное соглашение”, чтоб они продолжили свою работу в течение, к примеру, 6 месяцев после реализации компании. Гарантию того, что персонал компании остается работать после смены собственника, нередко включают и в контракт о продаже. Новый собственник может по тому же договору востребовать возвращения части заплаченных за компанию средств в случае, если компания растеряет часть клиентуры.

Ему также не помешает в самом начале переговоров о покупке бизнеса заключить с его обладателем соглашение о конфиденциальности, также об “эксклюзивности”. Другими словами, нужно обязать обладателя компании не вести переговоры ни с кем, не считая вас, по последней мере в течение 1-2 месяцев. В неприятном случае он может реализовать бизнес кому-то другому.

Все статьи по покупке бизнеса

Также читайте новости по теме



Категория: Развитие бизнеса. Дата публикации: 22 Октябрь, 2010.