Создание и формализация стратегии


«Стратегия не случайна. Это целенаправленный процесс. На него влияет удача и интуиция. Но люди в какой-то степени способны контролировать свою судьбу. И вы можете увеличить свои шансы, принимая правильные решения». Майкл Портер Уважаемые слушатели Вы уже познакомились с тем, что такое миссия и видение будущего организации, сопоставили подходы ученых мужей к вопросу «Что есть стратегия», изучили несколько наиболее часто применяющихся инструментов стратегического анализа. В данном курсе мы еще раз вернемся к инструментам стратегической диагностики и рассмотрим, что представляет собой этап разработки и, что не менее важно, формализации и визуализации стратегии. Задачи данного курса: помочь слушателю выбрать оптимальный набор инструментов диагностики, который позволит разработать адекватную для его предприятия стратегию; ознакомить слушателей с методикой отбора и оценки стратегических альтернатив; ознакомить слушателей с подходами к разработке стратегических сценариев; продемонстрировать слушателю, каким образом может быть формализована и визуализирована стратегия организации; обеспечить полноценное участие слушателей программы в процессах разработки и уточнения стратегии.

Вспомним, что определение видения будущего организации осуществляется с учетом оценки сегодняшнего положения компании. Именно с целью определения либо корректировки видения проводится стратегическая диагностика и анализ. Инструментов стратегического анализа очень много — для разработки стратегии может понадобиться более детальная информация как о внешней среде (рынки, конкуренты, поставщики и т. д.), так и о самой компании (продукты, бизнес-процессы компании, менеджмент, ресурсы и т. д.). К сожалению, на сегодня не существует универсального набора методик, который бы гарантировал компании получение информации требуемого качества и в нужном объеме для разработки эффективной стратегии, однако именно при проведении стратегической диагностики «рождается» новая стратегия, выявляются новые возможности для развития бизнеса. Необходимо понимать, что проведение анализа не является самоцелью — его конечным результатом становятся проекты решений, в данном случае — стратегические цели, сценарии, стратегический план, стратегическая карта, стратегическая концепция, формализованная на бумаге в виде понятных слов и визуальных образов стратегия.

Какие же составляющие организационных стратегий сегодня выходят на передний план На каких аспектах развития предприятия акцентируют свое внимание сегодняшние

разработчики стратегии

Перечислим некоторые из них. Диверсификация доходной базы и старт новых направлений бизнеса Укрепление ресурсной базы и реализация конкурентных возможностей Реакция на изменения внешней среды Изменение географии рынков Рост через слиянияпоглощения Создание стратегических союзов и альянсов Реализация новых возможностей и защита от угроз Инновации продукта и т.д.

Практика организаций показала, что можно выделить так называемые шаблонные стратегии, которым следует успешное большинство. Надо ли придерживаться шаблона или искать свой уникальный путь, чтобы преуспеть в условиях конкуренции Единственно верного ответа на этот вопрос не найти, поэтому обратимся к классику стратегического управления Майклу Портеру. Согласно «гуру», не столь важно, используете ли вы или нет шаблонные решения, главное, что «эффективная стратегия заключается в поиске и разработке индивидуального, неповторимого способа конкурентной борьбы, который позволит компании построить деятельность своей ценовой (производственной) цепочки индивидуальным, неповторимым образом».



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 26 Февраль, 2010.