СТИМУЛИРУЯ КРЕАТИВНОСТЬ


Существует еще один аспект мотивации, заслуживающий особого внимания. Стиль работы Артура Пенна и отличающее этого режиссера стремление запечатлеть неповторимый момент, делают отношения с актерами особенно важными для него. Пени стремился к тому, чтобы актеры задействовали воображение, были искренни и спонтанны, играли нешаблонно; шли на риск, пробуя делать то, чего, возможно, никогда не делали. Он хотел, чтобы они были не только восприимчивы к его идеям и предложениям, но и выдвигали и реализовывали свои собственные. Пени был постоянно открыт для всего нового, не только не боясь нарушить сложившиеся у него представления о том, как должна быть сыграна та или иная сцена или звучать реплика, но и активно помогая самим актерам ломать сложившиеся у них стереотипы.

По словам актрисы Сьюзан Кларк, «общение с Артуром — это улица с двусторонним движением, открытая для обмена предложениями и внесения изменений; отношения с людьми играют для него жизненно важную роль». Джин Хэкмен говорит о нем так: «Он не только умеет все великолепно продумать, но и способен действовать по наитию. Он импровизирует так же хорошо, как  составляет планы, а возможно, даже чуточку лучше. В этом его сила — то, что придает фильмам Пенна свежесть, Б любую минуту может появиться новая идея. Внезапно возникшая и наполненная энергией породившей ее мысли, она способна воспламенять и воодушевлять, и в этот момент может случиться все что угодно».

Увлеченность Пенна и его обращение с актерами служили для них одновременно и стимулом к работе, и поощрением за нее, и наградой за неру в своего режиссера. Формированию хороших рабочих отношений особенно способствовал один прием, которым пользовался Артур Пени. Если его чтото не удовлетворял о, он никогда не говорил об этом впрямую, а вместо этого начинал вносить в сцену мелкие коррективы, обращаясь к актерам с просьбами сыграть ее немного подругому: «В этот раз попробуем чуть помедленнее» или «Отпусти ее руку немного пораньше». Побуждай актеров перейти и другую тональность или изменить оттенки своего поведения, вместо того чтобы критиковать игру и исполнителей, Пени поддерживал в них чувство уверенности в своих силах и способностях.

Еще одна вещь, с помощью которой Артур Пеня блокировал негативную обратную связь, — то, что, начав съемку дубля, никогда не прерывал ее. Проявляя терпение, он сознательно избегал риска послать участникам съемки скрытый сигнал: «Все так плохо, что я не хочу больше на это смотреть». Тот факт, что даже к неудачным попыткам относились с уважением, был немаловажным условием новых творческих экспериментов.

И напротив, по отношению к техническому персоналу, от которого не требовалось особых импровизаций и творческих порывов, Пени придерживался директивного и достаточно от­страненного стиля общения. Поскольку ему нужно было очень много времени для работы с актерами, он мало контактировал с другими работниками, возложив ответственность за техническую сторону фильма на главного оператора, главного звукооператора и художникапостановщика.

Особенности режиссерского стиля Пенна — съемка множества дублей одной и той же сцены — удваивали нагрузку на технический Персонал съемочной группы. Работа на износ порой заставляла специалистов беспокоиться о том, что техническое качество картины может пострадать. Для них этот вопрос имел серьезное значение, поскольку их профессиональная репутация зависела от мнения руководителей студии, ежедневно просматривающих отснятые материалы. Некоторым техническим специалистам было нелегко разобраться в методике Пенна. Людям, которые до этого работали в основном на съемках фильмов, где все планы и сцены расписывались на подготовительном этапе, поначалу казалось, что его готовность к импровизации свидетельствует о его неуверенности, что «он не знает заранее, чего хочет добиться», и поэтому «постоянно колеблется». Когда они лучше ознакомились с методикой Пенна и поняли, что окончательное решение о том, какие кадры войдут в картину, будет приниматься на этапе постпроизводства, то почувствовали себя исключенными из креативного процесса.

Исходя из своих приоритетов Пенн — сознательно или бессознательно — варьировал стиль общения с окружающими. Выделяя время для того, чтобы развивать спонтанные идеи и порывы актеров, жизненно важные для его замысла, он в то же время контролировал съемочный трафик и бюджет так, чтобы закончить производственный этап в отведенные сроки.



Категория: креативность. Дата публикации: 10 Март, 2010.