Стратегическая карта


Д.Нортон и Р.Каплан пошли немного далее и предложили такое средство визуального представления стратегии как стратегическая карта. Авторы концепции заметили, что результаты исследований под обобщенным названием «Почему успешны американские компании» демонстрируют, что стратегические цели организации должны обязательно включать: финансовые цели или цели акционеров (увеличение прибыли, доходности, возврата на инвестиции и т.д.) — финансовая перспектива; маркетинговые или клиентские цели (развитие рынка; удовлетворение клиента; нахождение «своего клиента»; установление привлекательной цены; построение взаимоотношений как с поставщиками, так и с потребителями и т.д.) — клиентская перспектива; цели совершенствования ключевых внутренних бизнес-процессов — процессная перспектива; цели совершенствования системы управления человеческими ресурсами и информационных систем в организации — перспектива обучения и развития.

Почему авторы ввели понятие «перспектива» Все достаточно прозрачно — стратегия многогранна, а перспектива позволяет взглянуть на нее под некоторым углом зрения. Соответственно Нортон и Каплан рекомендуют использовать стратегические перспективы как некоторые направляющие для разработки и аудита стратегии — если вы не сформулировали стратегических целей в одной из перспектив, значит, скорее всего,вы что-то упустили в процессе работы над стратегией.

При этом авторы отметили, что самое важное в представлении стратегии — это причинно-следственные связи, которые показываются на стратегической карте стрелками, при этом есть общая закономерность, что цели совершенствования системы управления человеческими ресурсами поддерживают цели совершенствования ключевых бизнес-процессов, которые, в свою очередь, поддерживают так называемые «клиентские» цели, а те — финансовые. Более того, в стратегической карте могут быть еще выделены стратегические темы, объединяющие цели различных «перспектив» и соответствующие, как правило, генеральным направлениям развития бизнеса, к примеру «Операционное совершенствово» или «Предвосхищение ожиданий клиента». Стратегическая карта отражает и организационную специфику, к примеру, для некоммерческих организаций перспектива «Финансы» оказывается самой нижней и поддерживает все остальные цели. Шаблон стратегической карты коммерческой организации приведен на рис.6. Приведем ряд примеров стратегических карт.

Визуализация стратегии способствует ее лучшему пониманию и облегчению процесса «подведения ее к единому знаменателю», как в команде разработчиков стратегии на этапе разработки стратегии, так и более широкими массами работников, вовлеченных впоследствии в процесс ее реализации. И стратегическая карта, и дерево целей подразумевают, что данные визуальные образы стратегии могут включать максимально лаконичные формулировки целей, тогда как в более детальном описании стратегического плана они будут представлены более подробно в формате SMART со всеми необходимыми атрибутами: сроками, ответственными лицами, описанием необходимых для достижения целей ресурсов и проектов развития, финансовой оценкой требуемых ресурсов.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 26 Февраль, 2010.