Стратегические цели


Если в компании не будут определены цели, то, конечно же, в полную силу система стратегического менеджмента работать не сможет. К сожалению, не все организации, занимающиеся внедрением стратегического управления, ставят перед собой ясные цели. Более того, в некоторых компаниях при разработке стратегического плана менеджеры, дойдя до пункта «Постановка целей», начинают понимать, чем им все это грозит (как правило, пугает ответственность), и, естественно, пытаются всячески саботировать процесс детализации стратегии. Если цели компании будут четко расписаны, потом придется отвечать за их исполнение. А когда в компании все «туманно и расплывчато», то легче уйти от ответственности. Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Цели должны быть сформулированы ясно и доведены до сведения исполнителей, прежде всего для того, чтобы обеспечить скоординированную совместную работу последних. Конкретный состав и ориентация стратегических целей очень сильно зависят от отраслевой принадлежности организации, от характера и состояния рынков, на которых она оперирует, от многочисленных внутренних обстоятельств и т.п. Однако большая часть целей, формулируемых в рамках стратегического планирования, может быть сведена к следующим группам.

1. Цели, связанные с прибыльностью. Они могут выражаться в различных показателях, таких как объем прибыли, доход на инвестированный капитал, размер выплаты дивидендов на акцию, отношение прибыли к объему продаж и т.п.

В этой области цели могут выражаться в форме относительного или абсолютного значения соответствующих показателей или их изменения.

2. Цели, связанные с рыночным положением. Они могут быть выражены через показатели доли рынка, объема продаж в денежном или натуральном выражении, через характеристику рыночной ниши, занимаемой компанией.

Компания ДДД в своей отрасли активно работает на сегменте сейфов среднего качества, обеспечивающих пожарозащищенность и вскрываемость на уровне соответствующем государственному стандарту для сейфов подобного класса, и контролирует 20-25% российского рынка этих сейфов. Она может ставить цели на увеличение доли рынка в этой нише, на освоение других ниш, на обеспечение заданного объема продаж в натуральном или стоимостном выражении.

3. Цели, связанные с производительностью. Производительность (эффективность) может быть выражена отношением входа к выходу. Эти цели можно также выразить в виде издержек на единицу произведенной продукции. Чаще эти оценки осуществляются в денежном выражении, но могут использоваться и натуральные измерители.

К примеру: повысить производительность труда; увеличить возврат на инвестиции; повысить степень загрузки оборудования и т.п.

4. Цели, связанные с продукцией. Эти цели предполагают как освоение или снятие с производства определенных видов продукции, так и достижение определенных показателей объема продаж или прибыльности по отдельным изделиям или ассортиментным группам изделий.

5. Цели, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов. Цели в отношении них могут быть выражены различными способами в зависимости от специфики компании. Они могут быть связаны, например, со структурой капитала, новыми выпусками акций, движением денежной наличности, оборотным капиталом, выплатой дивидендов и т.п.

6. Цели, связанные с производственными мощностями. Они могут касаться капитального строительства, реконструкции и модернизации зданий и сооружений, замены оборудования и могут быть описаны с помощью таких показателей, как квадратные метры производственных помещений, величины постоянных затрат, потенциального объема производства в единицах продукции и других показателей.

7. Цели, связанные с исследованиями и инновациями могут быть выражены в технических параметрах, затратах, изменениях цен и т.д.

Например, компания ДДД может поставить цель «разработать и внедрить в производство в течение 6 месяцев новый сейф с определенными параметрами и дизайном, который продавался бы по цене не выше заданной при нормативном для компании уровне рентабельности и затратить на разработку не более некоторой суммы».

8. Цели, связанные с организацией, предполагают изменения в структуре или характере деятельности и могут выражаться, к примеру, так: разработать и внедрить в течение двух лет систему бюджетирования; создать филиал в другом городе к концу следующего года.

9. Цели, связанные с человеческими ресурсами, могут быть связаны как с повышением эффективности системы управления персоналом в целом, так и с совершенствованием одной либо нескольких подсистем управления человеческими ресурсами, к примеру: повысить уровень трудовой дисциплины; повысить уровень удовлетворенности персонала; построить корпоративную систему обучения и т.д.

10. Цели, связанные с использованием прогрессивных информационных технологий и решений, которые стали сегодня нормой жизни любого коммерческого предприятия, к примеру: внедрить автоматизированную систему управления складом; перейти на систему электронного документооборота и т.д.

Можно выделить и другие группы целей коммерческих компаний.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 26 Февраль, 2010.