Стратегии достижения конкурентных преимуществ


Возможные стратегии достижения и удержания конкурентного преимущества предприятия на рынке представлены на следующей матрице конкурентных преимуществ.

По классификации Ф. Котлера, лидер занимает доминирующее положение на рынке или большую долю рынка и вносит наибольший вклад в его развитие. Лидер часто представляет собой «точку отсчета» для конкурентов, которые на него нападают, подражают ему или избегают его.

Предприятие-лидер располагает значительными стратегическими возможностями.

Преследователь лидера рынка – это предприятие, не занимающее в настоящее время доминирующего положения, но желающее атаковать лидера, бросить ему вызов по мере накопления конкурентных преимуществ.

Избегающими прямой конкуренции являются предприятия, которые намерены мирно сосуществовать с лидером и согласны со своим второстепенным положением на рынке.

Занимая определенное положение на рынке, предприятия выбирают упреждающие (активные) или пассивные стратегии обеспечения своих конкурентных преимуществ.

В следующем разделе мы подробно остановимся на устойчивых стратегиях малых и средних фирм.

Упреждающие стратегии Малые и средние фирмы – это компании, занимающие небольшие доли рынка. Они не могут или не стремятся занять лидирующие позиции. Поэтому по отношению к лидеру они либо являются последователями, либо избегают прямой конкуренции. По отношению к лидеру они чаще всего выбирают пассивные стратегии, но при определенных условиях могут перейти и к упреждающим стратегиям.

Рассмотрим некоторые упреждающие стратегии.

«Атака в лоб» («фронтальная атака») заключается в использовании против конкурента тех же средств, которые применяет он сам, без стремления обнаружить его 39/47 слабые места. Чтобы быть успешной, «фронтальная атака» требует значительного превосходства сил атакующего. Эта стратегия предполагает использование преследователем достигнутого над лидером превосходства (продуктового или ценового;

как правило, в соотношении 3:1) для установления конкурентного преимущества.

В 1981 г. фирма IBM начала атаку на компьютерном рынке, приступив к выпуску своих персональных компьютеров. Примененные ею при этом средства маркетинга, в частности реклама, существенно превосходили средства фирм «Эппл», «Коммодор» и «Тэнди», доминировавших на этом рынке. Спустя два года IBM стала безоговорочным лидером рынка.

«Прорыв» («фланговая атака») – использование какой-либо одной слабой стороны лидера, нахождение бреши. Она может быть направлена, например, на регион или сбытовую сеть, где доминирующая фирма представлена не так хорошо, или на сегмент рынка, для которого товар лидера не вполне адаптирован. Классическая стратегия «бросающего вызов» – атаковать через цену, т.е. предложить тот же товар, что и лидер, но по существенно более низкой цене.

Именно так действовали многочисленные японские фирмы на рынках электроники и автомобилей, выходя на зарубежные рынки, особенно на автомобильный рынок США.

Эта стратегия тем более эффективна, чем большей долей рынка владеет лидер, поскольку для него принятие пониженной цены означает очень большие потери; фирма, «бросающая вызов», потеряет значительно меньше, особенно если она невелика.

«Окружение» – постепенное накопление преимуществ перед лидером путем изучения его слабых мест, обход конкурента с разных сторон.

«Сосредоточение сил на выгодных участках»– выбор сегментов рынка, не привлекающих внимания более сильных конкурентов.

«Обход» – избежание конкуренции путем выпуска не соперничающих товаров, услуг, использования непривлекательных для конкурентов каналов сбыта и др.

Этой стратегии придерживаются строительные рынки, такие как «Каширский Двор», «Строгино» и многие другие. Продавая те же товары, что и специализированные крупные ритейлеры, такие как OBI, «Леруа Мерлен» и др., они, тем не менее, не соперничают с ними, так как предоставляют услуги более низкого качества.

Строительные рынки привлекают потребителей низкими ценами, но избегают прямой конкуренции с крупными сетями, предпочитая «обходить» их.



Категория: управление. Дата публикации: 2 Март, 2010.