Структура бизнес-плана


В мировой практике подготовка бизнес-плана происходит на основе стандартных требований к оформлению. В связи с этим существует типовая структура бизнес-плана, которая включает следующие разделы.

I. Титульный лист.

II. Вводная часть (резюме).

III. Анализ положения дел в отрасли.

IV. Сущность проекта.

V. План маркетинга.

VI. Производственный план.

VII. Организационный план.

VIII. Оценка рисков.

IX. Финансовый план.

X. Приложения.

Структура бизнес-плана может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса. Содержание конкретного бизнес-плана зависит от специфики проекта, которая обусловливается: 1) размером предприятия, 2) характером проекта (расширение существующего или создание нового предприятия) и 3) условиями финансирования (наличие или отсутствие потребности во внешних источниках).

Особенности бизнес-планирования в России

От западных стран бизнес-планирование в России отличается рядом особенностей. Экономическая и социальная ситуация, в которой сейчас работают российские предприниматели, зачастую не позволяет им использовать зарубежные методические разработки при составлении бизнес-плана. Поэтому они применяют отличные от

западных методики и подходы составления бизнес-планов. Одни, например, объединяют разделы «Анализ положения дел в отрасли» и «Сущность проекта»; другие — рассматривают раздел «Оценка рисков» в качестве подраздела «Финансового плана»; довольно распространенным является прием составления бизнес-плана в виде двух самостоятельных документов, одним из которых является основная часть, включающая разделы I-VII, а вторым — финансовый план. Об этих и других методиках и подходах составления бизнес-планов можно ознакомиться в соответствующих разделах приведенного списка литературы: [3, 4, 5, 10].



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 27 Февраль, 2010.