Сущность тестирования как метода


Учитывая тот факт, что слово “тест” используется в разных областях знаний, введем определение теста, которое используется исследователями организационного поведения.

Тест – строго стандартизированная процедура оценки изучаемого параметра, основанная на сопоставлении полученного в исследовании результата со значениями на фиксированной шкале.

При помощи тестов измеряются физические, психические или поведенческие характеристики индивида.

Чаще всего в наше время тесты используются в процедурах подбора персонала. При правильном проектировании и проведении программ отборочного тестирования при приеме на работу организации приобретают сотрудников, которые имеют наилучшие способности к обучению и выполнению работы и склонны работать в этой организации в течение длительного времени. Тестирование при приеме на работу полезно и для сотрудников, поскольку позволяет повысить вероятность того, что они смогут работать успешно и получат полагающееся за это вознаграждение.

Тестирование при приеме на работу – это одна из областей применения методов психологических измерений в организациях. Кроме того, в организациях ведется и другая деятельность, в основе которой лежат психологические измерения: оценка выполнения работы, анализ сложности и стоимости работы, оценка эффективности профессиональной подготовки.

Исследователей организационного поведения обычно интересуют такие физические характеристики, как острота зрения и слуха, физическая сила и мануальная ловкость.

Среди психических характеристик чаще всего вызывают интерес установки, потребности и личностные черты. Часто оцениваются такие характеристики поведения, как коммуникабельность, присутствие на рабочем месте, степень использования профессиональных навыков.

Точность измерений посредством тестирования является вопросом первостепенной важности. Однако точность измерения – это величина относительная. Теоретически возможно измерить истинные значения исследуемых индивидуальных атрибутов и характеристик поведения, но в основе любой деятельности, связанной с психологическими измерениями, лежит предположение о том, что все такие измерения содержат погрешность или ошибку.

Когда преподаватель экзаменует группу студентов, он пытается оценить знания студентов и усвоение ими определенного объема материала. Как и любое измерение, такая оценка будет содержать ошибку. Источниками данной ошибки будут сами экзаменационные материалы, конкретный человек, сдающий экзамен, и условия, в которых проводится экзамен. Каждый из этих источников может порождать постоянную погрешность, то есть ошибки, которые одинаково влияют на результаты всех экзаменуемых (или на результаты одного индивидуума на всех экзаменах).

На экзамене могут также присутствовать источники непредсказуемых ошибок, то есть ошибок, которые могут влиять по-разному – заранее неизвестно, возникнет ли подобная ошибка и если возникнет, то на оценку кого из экзаменуемых она повлияет. В таблице приводятся несколько очевидных примеров возможных постоянных и непредсказуемых ошибок, которые могут повлиять на оценки студентов, сдающих экзамен.

Сдача экзаменов в форме теста – это относительно сложные случаи измерений, однако даже “объективные” измерительные инструменты принципиально дают результаты с ошибками. Измерение длины с помощью деревянного метра кажется, например, очень простой, непосредственной и точной процедурой. Но деревянный метр может быть деформирован, металлический может погнуться или подвергнуться температурному сжатию или расширению, а матерчатый сантиметр может растягиваться. Можно ли получить истинные значения длины с помощью таких измерительных инструментов?



Категория: управление. Дата публикации: 28 Февраль, 2010.