Телефонное интервью


Большинство «качественных» интервью проводятся в форме индивидуальной беседы. Это может быть не только личная встреча, но и телефонный разговор. Главные преимущества телефонного интервью — легкость и высокая скорость доступа к участнику и получения данных, а также низкий уровень сопутствующих затрат. Оно позволяет установить контакт с участником, проведение личного собеседования с которым нецелесообразно из-за существенных материальных и временных затрат, связанных с преодолением больших расстояний. В некоторых отношениях такой подход можно считать более удобным, чем личное интервью.

Но при этом необходимо учитывать некоторые детали организации телефонного

интервью. Мы уже говорили о том, насколько важно для успешного проведения беседы установить персональный контакт с участником. Главная цель качественного интервью — тщательно изучить информацию, которой владеет участник. Так как исследователь не видит респондента, то ему (ей) трудно оценить невербальную информацию. Поэтому при проведении телефонных интервью остается открытым вопрос о надежности полученных с его помощью данных. Есть и другие вопросы, требующие решения при подготовке телефонных интервью. В первую очередь, это касается способности исследователя контролировать темп беседы, а также фиксировать получаемую информацию. Это не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Ведь обычные визуальные сигналы, на которые ориентируется участник при выборе темпа передачи информации, отсутствуют. Невозможно контролировать невербальное поведение собеседника, а это может привести к неправильному пониманию того, насколько необходимо развить ту или иную серию вопросов. Участник может быть менее склонным к пространным пояснениям по сравнению с ситуацией личного собеседования. По телефону труднее обсуждать важные вопросы. Наконец, попытка получить доступ при помощи телефона может привести к проблемам этического характера. Поэтому считается, что телефонные интервью оправданы только в определенных условиях. Короткое телефонное интервью может быть эффективным, когда, например, нужно прояснить значения некоторых понятий после уже проведенного личного интервью с участником, чей уровень доверия к исследователю достаточно высок. Телефонное интервью необходимо проводить и в случае, когда опрашивающего и опрашиваемого разделяет настолько большое расстояние, что его преодоление сопряжено с неоправданно большими материальными и временными затратами. Однако и здесь проведение собеседования имеет смысл только тогда, когда предварительно (вероятнее всего, в результате переписки) с участником установлены доверительные отношения, а также, если предупреждены все потенциальные этические проблемы. Если личное или телефонное собеседование проводится с представителем другой страны, то необходимо знать все необходимые культурные нормы, связанные с проведением интервью и его продолжительностью.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.