Телеология


Телеология очерчивает этические или моральные причины, оказывающие влияние на цепь последствий, которую может иметь какое-то действие. Если суммарный результат благ с вычетом всех издержек все же положительный, действие морально приемлемо, если отрицательный — неприемлемо. Наиболее известным направлением телеологической этики является утилитаризм, в основе которого находится понятие общества как единицы анализа, последствия, а не причины действия. Утилитарная модель уделяет особое внимание последствиям, которые может иметь действие для всех, кто был прямо или опосредованно затронут им. С утилитарной точки зрения, курс действия считается правильным, когда оно способствует «наибольшим благам для большинства членов общества». Утилитаризм требует проведения анализа социальной полезности предполагаемого действия. Все блага и издержки лиц, на которых повлияло конкретное действие, должны быть рассмотрены с максимально возможной точностью, приведены к «чистому результату», то есть блага минус издержки. В случае положительного результата действие считается морально допустимым, в случае отрицательного результата — неприемлемым. Чистые блага могут быть оценены с помощью следующих вопросов: Как может развиваться действие? Какие существуют альтернативы? Какой ущерб или блага ассоциируются с развитием действия? Можно ли оценить ущерб или блага? Можно ли их сравнить? Какова продолжительность ущерба или благ? В какой момент будут причинен ущерб или принесены блага? Кому прямо или косвенно будет нанесен ущерб? Кому прямо или косвенно будут принесены блага? Какие социальные и/или экономические издержки связаны с каждым альтернативным вариантом развития действия? Какие альтернативы принесут наибольшие блага лицам, затронутым действием? Если ни одна альтернатива не принесет благ, какая из них нанесет наименьший ущерб?

Социологи всегда считали, что в основу решения о необходимости проведения управленческих исследований должен быть положен анализ полезности (издержек/благ). Как правило, издержки, связанные с проведением исследования, в виде затраченного времени, денег, а также ущерба, нанесенного участникам, взвешиваются против благ в виде полезной, нужной обществу информации. Однако при этом часто игнорируются этическая точка зрения или возможность того, что решение, достигнутое с использованием принципов утилитаризма, может вступить в конфликт с решением, принятым на основе других принципов. Возможная ситуация в форме этических дилемм приведена ниже. Две этические дилеммы для сопоставления деонтологического и телеологического анализов В небольшом городе по подозрению в убийстве были задержаны двенадцать мужчин. Жители города были потрясены случившимся и грозили расправой всем двенадцати задержанным, если один из них не сознается в содеянном. Шериф не мог сдержать напор толпы и схватил того, кто первый попался ему под руку, и отдал его на растерзание, тем самым спасая одиннадцать других. Еще один случай. Президент компании подвергся нападкам и враждебной критике, поскольку в компании недавно произошел спад, вызванный исключительно условиями внешней среды. Акционеры потеряли бóльшую часть своих инвестиций и грозили переизбрать руководство компании. Президент решил принести в жертву одного из своих заместителей; кого именно — значения не имело. Положение было спасено. Вопрос: действовали ли шериф и президент верно, с точки зрения этики? Согласно утилитарному (телеологическому) принципу «наибольших благ для большинства членов общества», и шериф, и президент компании действовали абсолютно верно. Своими действиями они спасли большинство людей. Согласно деонтологическому принципу справедливости, их действия нравственно недопустимы. Дилеммы вскрывают одну из основных проблем утилитарной точки зрения, когда отдельным личностям или небольшим группам может быть нанесен наибольший ущерб, поскольку их «большие издержки» усредняются с небольшими благами большого числа людей ради положительного чистого результата.

Частично из-за того, что небольшие сегменты могут заплатить высокую цену за единое благо большинства, недавно было высказано предположение, что утилитаризм пригоден только для общего планирования, когда не ожидается нанесение никакого конкретного ущерба личностям. В то время как управленческая деятельность с предсказуемым, серьезным воздействием на личности должна регулироваться деонтологическими принципами. Таким образом, поскольку участники исследований, клиенты, члены команды исследователей являются идентифицируемыми личностями, ожидается, что исследовательские действия окажут на них определенное воздействие; поэтому следует руководствоваться принципами универсальности, обратимости, нежели широким анализом общественной полезности.

Кроме того, необходимо учесть, что, хотя две теории имеют различные принципы нравственной оценки предполагаемого действия, ни одна из них не дает прямых ответов на принимаемое решение из области этики. Например, в утилитарном анализе необходимо подсчитать издержки и блага, а в деонтологическом — оценить серьезность нарушения прав. В чем состоит нравственное поведение, должно быть достигнуто путем консенсуса, который возможен, только если все исследователи будут размышлять о вопросах этики, делиться своим мнением.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.