Тенденции, влияющие на международный бизнес


Какие факторы необходимо учитывать компаниям, планирующим международную экспансию Прежде всего стоит обратить внимание на тенденции, оказывающие влияние на международный бизнес.

Представленные тенденции могут являться как возможностями, так и угрозами для компаний, выходящих и работающих на международных рынках.

1. Усиление процессов глобализации и регионализации Предпринимаемые правительствами разных стран усилия по устранению препятствий ведения международного бизнеса (либерализация торговли, создание единых экономических и правовых пространств и т.п.) призваны снизить барьеры вхождения в международный бизнес и должны поднять шансы на успех на международных рынках не только крупных, но и малых и средних предприятий. С другой стороны усиление процессов глобализации и регионализации приведет к усилению конкуренции и, соответственно, для многих компаний глобализация может в большей степени представлять собой угрозу, нежели возможность.

И, наконец, необходимо помнить о том, что отмеченная тенденция несет в себе еще один важный элемент, а именно повышение ожиданий потребителей. Покупатели всего мира получили возможность выбора из огромного множества глобальных, региональных и местных товаров и услуг, что сопровождалось заметным повышением ожиданий потребителей касательно качества продукции, конкурентных цен, удобства и скорости обслуживания. В результате для компаний, неспособных предложить потребителю  Усиление процессов глобализациирегионализации – Снижение барьеров международной деятельности (либерализация торговли, создание единых правовых и экономических пространств) – Усиление конкуренции (в том числе появление новых крупных компаний из стран с развивающимися экономиками) – Изменение ожиданий потребителей  Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий – Появление Интернет, Интранет – Изменение природы маркетинга  Возникновение экономики знаний (рост затрат на НИОКР, сокращение ЖЦТ)  Появление новых организационных форм (сетевые формы межфирменной кооперации, виртуальные предприятия и кластеры) 658 ценность иили имеющих неэффективную структуру издержек, могут настать (и уже настали) трудные времена.

2. Бурное развитие коммуникационных и информационных технологий и систем, а также электронной коммерции Повсеместное использование персональных компьютеров, интернета, сетей сотовой связи и других электронных средств коммуникаций затрагивают и изменяют многие аспекты ведения бизнеса. Это способствует развитию более экономически выгодных организационных структур, ускорению реакции компаний на изменения и лучшему обслуживанию покупателей по всему миру, а также распространению знаний внутри компании (в том числе возможность распространения знаний и обмена опытом между филиалами компании, расположенными в разных странах).

Стоит также учитывать, что информационная революция оказывает воздействие на природу маркетинга. Традиционно покупатели выбирают необходимые им товары, исходя из качества предлагаемой продукции и информации, которую им предоставляют производители. Но «классическим» формам торговли угрожают системы поиска в Интернете, с помощью которых пользователь оказывается перед лицом гораздо более широкого выбора, чем где-либо. Покупатели могут дешевле и удобнее совершить покупку напрямую у производителя через Интернет, при этом практически не имеет значения, в какой стране живет потребитель. Также на многих рынках применение информационных технологий позволяет значительно сократить число звеньев в посреднических цепочках, что в конечном счете должно позволить снизить эффект эскалации экспортной цены (см.

раздел международное ценообразование).

3. Возникновение экономики знаний, увеличение затрат на НИОКР, быстрое устаревание технологий и значительное сокращение жизненного цикла товаров Можно говорить о том, что «эра знаний» привела к изменению отраслевых структур и разделению производственных отраслей на два типа. К одному из них относятся традиционные направления (текстильная, угледобывающая, сталелитейная, автомобильная и химическая отрасли), для которых характерны относительно высокая трудоемкость и активное использование сырья. Они стремительно перемещаются в развивающиеся страны, в которых и то и другое стоит сравнительно дешево. В большинстве своем такие отрасли страдают от проблемы избыточных производственных мощностей. Результатом стало падение цен и очень низкая норма возврата инвестиций.

Ко второму типу относятся отрасли, основанные на информации и знаниях (фармацевтическая, коммуникационная, электронная и компьютерная, аэрокосмическая и биотехнологическая). Здесь расходы на заработную плату, как правило, не превышают 5% от общего объема затрат. Большинство расходов так или иначе связано с получением информации: исследованиями и разработками, маркетингом, обслуживанием покупателей и технической поддержкой.

4. Появление новых организационных форм (сетевые формы межфирменной кооперации, виртуальные предприятия и кластеры) 758 В современных условиях практически все компании имеют шанс для завоевания и успешного обслуживания международных рынков, вне зависимости от их размера, наделенности ресурсами и опыта работы на международных рынках. Этому способствует расширение технологических, маркетинговых и других возможностей посредством взаимодействия с другими компаниями, которое может принимать формы как реальных, так и виртуальных сетей и кластеров. Создание подобных организационных форм помогает компаниям обмениваться информацией, стимулировать инновации, благоприятствовать разработке новых технологий и, используя опыт и ресурсы участников взаимодействия, осваивать международные рынки.



Категория: маркетинг. Дата публикации: 4 Март, 2010.