Типы и уровни сотрудников


Уровень I — «новичок» (дилетант). Дилетант — сотрудник, который только что пришел в организацию, знакомится с ней, ни в чем себя еще не проявил и ничем себя еще не скомпрометировал. И чтобы дать ему такую возможность, сотрудника определяют на стажировку. В зависимости от того, как организован процесс стажировки, у новичка больше шансов выделиться либо в одну, либо в другую сторону. Чем более стихийным и хаотичным является этап ввода сотрудников, тем больше бездельников оказывается среди сотрудников компании. Если же этот этап отлажен, то большинство новичков превращается в старательных и сообразительных сотрудников.

Характерным признаком первого уровня «зрелости» является неспособность выполнить те задачи, которые не расписаны пошагово или содержат слишком большое количество шагов. Еще одним признаком «незрелости» является стремление работника «свериться с образцом» в процессе выполнения задачи, не дожидаясь окончательного результата, так как новичок зачастую не уверен в том, что делает работу правильно. «Новичок» демонстрирует высокую потребность в том, чтобы ему обо всем подробно рассказали, а лучше — показали, как надо выполнять то или иное действие.

Уровень II — специалист. Специалист — это сотрудник, который уже доказал на практике свою способность справляться с порученной задачей, хорошо понимает «правила игры» и импровизирует в их пределах. Время от времени у него появляются идеи о том, как можно выполнить работу другим, более эффективным (на его взгляд) способом, и даже о том, как можно было бы изменить внутренние «правила игры». Такой сотрудник нуждается в том, чтобы его слушали и слышали, готов принимать на себя ответственность и рисковать.

Если возможности быть услышанным и признанным у него нет (начальнику не до него или он не умеет это делать), то «специалист» либо разочаровывается в организации, либо начинает проявлять несогласованную инициативу. В последнем случае у него есть шанс быть замеченным и положительно оцененным начальником следующей ступени, но шанс этот не более чем 1:50. Пятьдесят против одного, что его инициативные предложения будут казаться полной глупостью, то есть будут расценены непосредственным начальником как попытка выхода из-под контроля. Последствия, разумеется, не заставят себя долго ждать.

Уровень III — «старожил». Старожил ― сотрудник, который основную массу решений принимает самостоятельно. Часто он лишь ставит своего «шефа» в известность, да и то не всегда, а только тогда, когда эти решения затрагивают другие службы и подразделения. Решения принимает грамотные, так как хорошо знаком с внешними и внутренними условиями, в которых работает организация, детально понимает свое место в общей структуре и то, как его действия или бездействие отразятся на этой структуре.



Категория: коучинг. Дата публикации: 8 Март, 2010.