Типы лидерских стилей


Одним из первых описание стилей лидерства дал немецкий психолог Курт Левин (1890-1947), выделивший авторитарный, демократический и пассивный стили. Для выявления факторов, влияющих на групповую деятельность, он создал две экспериментальные группы. Группы состояли из детей 10-12 лет, делающих театральные маски. Руководителем в группах был один и тот же экспериментатор, использовавший два стиля — авторитарный и демократический. Выяснилось, что эти стили по-разному оказывали влияние на атмосферу в группах, самочувствие, настроение ребят и результативность их работы. В дальнейшем руководитель использовал либерально-попустительский стиль, который оказался самым неэффективным. Эксперимент позволил Левину сделать следующие выводы: «Вне руководителя». Существует множество возможных методов воздействия на людей. Кроме прямого воздействия можно задействовать любые косвенные источники, например, других сотрудников, пользующихся авторитетом у группы. Овладение этим полем — одна из задач профессиональной деятельности руководителя. «Стилевая бедность». Нежелательная болезнь в этой профессии. Стиль руководителя складывается с двух сторон: со стороны особенностей личности руководителя и со стороны специфики группы (коллектива). В стиле своеобразно находят отражение потребности управляемого объекта, поэтому важно уловить их в используемых формах и методах. Не существует хороших и плохих стилей управления. Каждый стиль применительно к данным условиям, ситуации или объекту имеет свои плюсы и минусы. Соотношение между ними весьма важно для результатов управления.

Таким образом, Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, неоригинальность при выполненнии работы, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, подавляемая тревога и одновременно более зависимое и покорное поведение подчиненных. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение. Более поздние исследования не подтвердили выводы о том, что авторитарное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности.



Категория: Самосовершенствование. Дата публикации: 26 Февраль, 2010.