Типы вопросов при проведении интервью


В процессе «качественных» интервью очень важно правильно построить диалог. Исследователю, позволившему участнику свободно переходить от одного аспекта обсуждаемой темы к другому, будет очень трудно удержать разговор в нужном русле, если, конечно, его целью не является общее знакомство с основными проблемами по изучаемой теме. Поэтому, независимо от степени гибкости избранного подхода, перед началом интервью исследователь должен составить перечень тем для обсуждения. Успех или неуспех мероприятия определяется умением формулировать вопросы, позволяющие выявить все необходимые аспекты изучаемой темы. При проведении частично структурированных и неструктурированных интервью исследователи используют открытые и закрытые вопросы. Использование открытых вопросов позволяет участникам определить или описать ситуацию или событие. На предложенный открытый вопрос участник имеет возможность дать подробный ответ, выразить свое мнение или поделиться фактами, ответив на него так, как сочтет нужным. Начинается открытый вопрос, как правило, словом «как» или «почему». Например: Почему ваша компания приняла именно такую маркетинговую стратегию? Какие методы использовались при проведении последнего крупного сокращения штата сотрудников в вашей компании? Как изменилась общая корпоративная стратегия вашей компании за последние пять лет? Если открытые вопросы не помогают получить нужный ответ, то можно попробовать задать дополнительные вопросы, перефразируя оригинальные. Закрытые вопросы используются с целью получения четко определенной информации или для подтверждения некого факта. Например: Сколько человек ответило на вопросы анкеты? Здесь исследователя интересует конкретная информация.

Правда ли, что новый склад готовой продукции был открыт в марте?

Здесь исследователь хочет услышать только «да» или «нет». Тип вопроса следует выбирать так, чтобы вероятность искажения данных была предельно низкой.

Регистрация данных

Результаты интервью должны быть зафиксированы сразу по его окончании или в ближайшее после его окончания время. Очевидно, насущным является вопрос развития навыков ведения записей во время собеседования, а также целесообразности использования диктофона (см. табл. 7). В регистрации данных каждый исследователь, несомненно, имеет свои предпочтения. Если одни считают необходимым хранить точные стенограммы (аудиозаписи) бесед, то другие фиксируют только ключевые слова и фразы, а третьи используют комбинацию двух подходов. Цель регистрации данных одна — проверить правильность понимания информации, полученной от участника интервью, поэтому заметки нужно делать по мере обсуждения тех или иных аспектов темы собеседования.

Сам факт записи может отрицательно повлиять на ведение собеседования (участник «фокусируется» на диктофоне)

Исследователь имеет возможность зафиксировать все вопросы, а это поможет ему использовать их при проведении последующих интервью

Участник стремится скрыть некоторую информацию, поскольку боится быть идентифицированным

Интервью можно прослушивать повторно

Возможность возникновения технических неисправностей

Запись является точной и не содержит искажений, связанных с регистрацией данных

Прерывание разговора при смене пленки

Исследователь имеет возможность точно воспроизвести цитаты

Для «расшифровки» записи требуется немало времени

Впоследствии запись можно использовать в других исследованиях

Практический пример: Делайте заметки по ходу собеседования

Пользуйтесь планшетом, на котором закреплены листы бумаги, разбитые пополам по

вертикали. На одной стороне листа делайте пометки о том, что кандидат сообщает вам относительно предыдущих мест работы, дат, цифр, своих сильных и слабых сторон и т.д. На другой стороне записывайте то, что вы думаете по этому поводу. Здесь нет и не может быть мелочей и незначительных деталей, важно отмечать буквально все: оставшиеся невыясненными вопросы, важные отсутствующие детали, пробелы в изложении фактов, ваши мысли, чувства, догадки, симпатии, антипатии. Заметки, сделанные на обеих сторонах листа, будут крайне важны, когда вы начнете принимать решение по данной кандидатуре. Вот пример таких заметок, которые я делал во время собеседования с кандидатом на пост заместителя директора по финансам для одной молодой и быстрорастущей компании, занимающейся разработкой программного обеспечения. Справа — заметки о том, что я слышал от кандидата во время собеседования; слева — сокращенные записи, отражающие мои впечатления.

Что я думаю:

Что говорит кандидат:

Отличник… первый… лучший…

После получения степени МВА приглашен на работу в Morgan Stanley

Вот почему он так честолюбив?

Отец — опытный эксперт-аудитор

Он боится ее разочаровать?

Мать — бухгалтер

Умный парень

Высший балл в тестах по математике и иностранным языкам

Общительный парень

Служба в армии — 3 года

Подойдет ли он для молодой и быстрорастущей организации?

Работа в Arthur Andersen — 2 года

Сможет ли он делиться властью и полномочиями?

Работа в должности руководителя проекта в Peat Harwich — 3 года

Источник: Морнель, Пьер. Технологии эффективного найма. М.: Добрая книга, 2002. — С.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.