Точно либо верно?


Важной составляющей предпродажной подготовки бизнеса является определение его цены. Говоря по-научному, оценка цены хоть какого объекта принадлежности представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в валютном выражении цены объекта с учётом потенциального и реального дохода, приносимого им в определённый момент времени в критериях определенного рынка. Но, как считают спецы, оценка действующего бизнеса представляет собой процесс, достаточно отдалёкий от научного.

Оценка бизнеса значит определение в валютном выражении цены, которая может быть более возможной продажной ценой и должна отражать полезность бизнеса как продукта и издержки, нужные для этой полезности. Высококачественная рыночная оценка, в отличие от бухгалтерской, учитывает не только лишь производственные издержки, а в неотклонимом порядке воспринимает во внимание положение предприятия на рынке, время, риск, неосязаемые активы, внешнюю конкурентную среду и внутренние особенности построения бизнеса.

По сути оценка бизнеса является наукой только частично. Наполовину это искусство в чистом виде, а во 2-ой половине, где всё-таки находится наука, должна превалировать логика. Если исходить только из научных суждений, то весь процесс оценки можно свести к проставлению четких цифр в общеизвестные формулы, и компьютер выдаст четкий итог.

Но будет ли четкая оценка отражать реальную цена действующего предприятия? Полностью нет, так как для реализации бизнеса нужна оценка верная. Отличие правильной оценки от четкой заключается в том, что в общеизвестные формулы проставляются правильные числа. А отыскать, фактически выстрадать эти правильные числа под силу только грамотному и опытнейшему спецу, можно сказать, художнику и философу от оценки.

По воззрению ведущих американских профессионалов по оценке малого и среднего бизнеса, осознание философии оценки и умение четкого попадания в стоимость приходит лишь на 3-ий год тщательной каждодневной работы. Я не напрасно употребил термин стоимость, так как это понятие обозначает валютную сумму, требуемую, предполагаемую либо уплаченную за некоторый продукт либо услугу. Она является историческим фактом, т. е. относится к определённому времени и месту. Зависимо от денежных способностей, мотивов либо особенных определенных интересов покупателя и торговца стоимость, за какую действующее предприятие перебегает из рук в руки, может отличаться от цены.

Итак, для правильной оценки необходимы правильные начальные данные, проанализированные, нормализованные, осмысленные и переосмысленные спецом, проводящим оценку. К таким краеугольным данным относятся числа, описывающие величину текущего дохода компании, предсказуемую величина будущих доходов, время получения этих будущих доходов и ставку капитализации (дисконтирования).

Если у обладателя компании имеются данные управленческой отчётности как минимум за три года, предыдущие дате оценки, то при помощи статистических способов можно получить достаточно четкие данные о наличии либо отсутствии тренда доходности (повышательного либо понижательного), величине будущих доходов. Эти данные в большинстве случаев бывают близки к правильным. Для оценки доходным подходом очень принципиально верно найти так именуемый срок жизни бизнеса после смены обладателя. На эту цифру огромное воздействие оказывают причины наружной и внутренней среды: срок контракта аренды, изношенность главных фондов, конкурентноспособная среда, новизна либо моральная устарелость продукта, устойчивость бизнес-структуры и многие другие причины. Обычно для компаний малого и среднего бизнеса срок жизни колеблется от трёх до 5 лет, и неправильное определение этого параметра может дать отклонение в цены до 30-40%.

Очень огромную погрешность может дать неправильное определение коэффициента дисконтирования либо ставки капитализации при использовании доходного подхода. Величина ставки дисконтирования, к примеру, только отчасти находится в зависимости от безрисковой ставки, странового и отраслевого коэффициента. Размер премий за опасности, присущие конкретно данному бизнесу, определяются спецом не только лишь на основании анализа имеющейся инфы о состоянии компании, ни и с учётом собственных интуитивных чувств и догадок, что тоже существенно оказывает влияние на корректность оценки.

При использовании сравнительного подхода собирается и анализируется информация о совершённых сделках с бизнесами, близкими по показателям к оцениваемому. Сравнительные данные будут более правильными, если выбираются компании-аналоги из той же отрасли, в какой работает компания, похожей величины и доходности. На практике из-за закрытости рынка приходится брать аналоги из других отраслей, тогда огромную роль будет иметь следование главным принципам философии оценки.

Философия оценки говорит, что круг будущих покупателей вашего бизнеса неограничен (их миллионы), и все покупатели маргиналы в неплохом смысле этого слова. Подразумевается, что они будут вкладывать свои кровные, руководствуясь только экономическими соображениями, другими словами исключительно в бизнес, который приносит доход выше рыночного. Другими словами, дураков с средствами не существует и не пытайтесь их находить! Естественно, есть исключения, но их нельзя принимать в расчёт, они только подтверждают правила.

Даже самый опытнейший оценщик не гарантирован от неудач. Как свидетельствует правило 10-50, большая часть бизнесов реально продаются по стоимости, на 10-50 % ниже цены, определённой спецом.

Также читайте новости по теме



Категория: Развитие бизнеса. Дата публикации: 20 Октябрь, 2010.