Требования к наблюдению


Структурированное наблюдение направлено на получение количественных данных и предполагает определение показателей частоты повторяемости тех или иных человеческих действий. Исследователя интересует количественное выражение определенных характеристик. Структурированное наблюдение призвано показать, например, как часто происходит то или иное событие, но при этом оно не раскрывает причины его происхождения. Как правило, для этого используются листы или журналы наблюдений и кодовые таблицы. В повседневной деятельности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих явлений.

Для того чтобы быть плодотворным методом исследования, наблюдение должно

удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: планомерность; целенаправленность; активность; систематичность.

Практический пример: обобщение индивидуальных наблюдений Приведем мнение Кано Нориаки, автора работы «Перспектива работ по качеству в американских фирмах»: «Уместно спросить, каким образом наблюдатель синтезирует отдельные наблюдения на рабочем месте A, фабрике B или компании C, что позволяет сделать обобщение увиденного в отдельных местах в рамках единого целого. Для обобщения своих наблюдений я принял следующий подход. Я объяснял менеджерам фабрики, какие наблюдения я сделал на отдельном рабочем месте и какие обобщения я сделал из этих наблюдений. Затем я спрашивал их, применимы ли эти наблюдения только для того рабочего места, которое я наблюдал, или они применимы для всего предприятия. Если взгляды совпадали, я делал вывод, что мои наблюдения характерны не только для отдельного рабочего места, но и для всей фабрики в целом. Затем я суммировал свои взгляды о фабриках, которые я посетил в отдельном районе, таком как регион или страна, и включал их общие элементы в гипотезу, в предварительное общее мнение для этого района. Затем я спрашивал местных специалистов по качеству, может ли эта гипотеза быть обобщена для фабрик этого региона или она применима только к тем фабрикам, которые я посетил. Если они соглашались со мной относительно общих элементов, обобщение считалось бы верным для этого региона. Отобранные мнения не обязательно отражают каждое свойство этого региона. Однако можно сказать, что эти свойства были частично представлены в каждом сегменте. Степень достоверности этого может быть определена местными экспертами при полном знании фабрик в регионе.» Наблюдение в японском менеджменте

В Японии существует традиция, которая называется «минарай» (minarai) — трудовые навыки передаются путем наблюдения и копирования. Ученик осуществляет наблюдение за опытными рабочими с целью освоения их навыков. В историческом прошлом в Японии было принято, чтобы ремесленник иногда работал замедленно и подмастерье мог перенять его приемы. Японский минарай (наблюдение и участие) — явление более широкое, чем наставничество. Японцы в целом предрасположены к помощи друг другу. Они не привыкли держать свои методы и приемы работы в тайне, а предпочитают учиться друг у друга по традиции минарай — «смотри на меня и делай как я». В современной Японии к опытному рабочему прикрепляют новичка для

обучения и помощи. Квалифицированный рабочий и ученик устанавливают прочную связь на всю жизнь. Ученик оказывается в долгу у наставника за то, что тот обучил его специальности. Учитель же пользуется почетом и уважением в обмен за обучение. Все рабочие обучались друг у друга, и поэтому им легко соблюдать традицию минарай. Многие японцы не доверяют официальному обучению в вузах или средних специальных заведениях. Они считают, что официальное обучение дает только основы специальности и развивает общие способности, но научиться тому, что им действительно нужно, можно только в процессе работы и через индивидуальное обучение.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.