Требования, предъявляемые к целям проекта и их описанию
Цели проектов должны отражать степень их участия в достижении целей и задач, стоящих перед компанией. Процесс планирования и целеполагания предпочтительнее строить встречным образом сверху-вниз и снизу-вверх. Сверху-вниз руководители высшего уровня определяют цели и задачи по стратегическим видам деятельности и проектам, а снизу-вверх менеджеры проектов и руководители среднего уровня представляют свои идеи, предложения и планы по достижению этих целей. Все разногласия в видении целей и способов их достижения должны быть разрешены в процессе обсуждений и переговоров между руководителями высшего и среднего звена.
При формулировании целей рекомендуется использовать методику SMART, которая уже знакома слушателю по материалам модуля «Личная эффективность менеджера».
Описание целей и результатов проекта:
Документ, описывающий цели и результаты проекта должен отвечать следующим условиям:
1) Заказчик (заинтересованная в получении результата проекта сторона) знает, что именно он получит в результате выполнения проекта;
2) исполнитель знает, что именно ему необходимо осуществить для достижения цели и результатов, согласованных с заказчиком.
При описании цели проекта отечественные специалисты рекомендуют отражать в однозначно интерпретируемом виде:
· результаты проекта;
· сроки начала и окончания проекта;
· стоимость проекта;
· порядок и процедуру изменения цели проекта;
· иерархию зависимых целей (приоритеты, позволяющие определить последовательность достижения целей).
Методы определения целей и классификация целей Методы определения целей:
Для определения целей и результатов проекта не существует общепринятых универсальных методов. Можно выделить лишь методы, наиболее часто используемые на практике:
· Мозговой штурм;
· Метод декомпозиции целей организации/предприятия;
· Метод аналогий;
· Метод экспертных оценок и др.
После определения целей и результатов переходят к поиску и оценке альтернативных способов достижения целей проекта. Для оценки альтернатив, как правило, используют такие критерии как стоимость, сроки, качество продукции или услуг. В ходе реализации проекта цели под влиянием различных причин также могут изменяться.
В практике цели классифицируются по различным основаниям в зависимости от особенностей проекта и потребностей различных его участников:
· Цели компании и цели проекта;
· Классификация целей по приоритетам:
1) обязательно достичь;
2) желательно;
3) по возможности.
Классификация целей по областям: рыночные, производственные, финансовые, социальные цели.
Также встречаются следующие классификации:
· Явные – неявные цели.
· Цели различных участников проекта.
· Цели по фазам проекта.
Категория: управление. Дата публикации: 8 Март, 2010.
Требования, предъявляемые к целям проекта и их описанию
Цели проектов должны отражать степень их участия в достижении целей и задач, стоящих перед компанией. Процесс планирования и целеполагания предпочтительнее строить встречным образом сверху-вниз и снизу-вверх. Сверху-вниз руководители высшего уровня определяют цели и задачи по стратегическим видам деятельности и проектам, а снизу-вверх менеджеры проектов и руководители среднего уровня представляют свои идеи, предложения и планы по достижению этих целей. Все разногласия в видении целей и способов их достижения должны быть разрешены в процессе обсуждений и переговоров между руководителями высшего и среднего звена.
При формулировании целей рекомендуется использовать методику SMART, которая уже знакома слушателю по материалам модуля «Личная эффективность менеджера».
Описание целей и результатов проекта:
Документ, описывающий цели и результаты проекта должен отвечать следующим условиям:
1) Заказчик (заинтересованная в получении результата проекта сторона) знает, что именно он получит в результате выполнения проекта;
2) исполнитель знает, что именно ему необходимо осуществить для достижения цели и результатов, согласованных с заказчиком.
При описании цели проекта отечественные специалисты рекомендуют отражать в однозначно интерпретируемом виде:
· результаты проекта;
· сроки начала и окончания проекта;
· стоимость проекта;
· порядок и процедуру изменения цели проекта;
· иерархию зависимых целей (приоритеты, позволяющие определить последовательность достижения целей).
Методы определения целей и классификация целей Методы определения целей:
Для определения целей и результатов проекта не существует общепринятых универсальных методов. Можно выделить лишь методы, наиболее часто используемые на практике:
· Мозговой штурм;
· Метод декомпозиции целей организации/предприятия;
· Метод аналогий;
· Метод экспертных оценок и др.
После определения целей и результатов переходят к поиску и оценке альтернативных способов достижения целей проекта. Для оценки альтернатив, как правило, используют такие критерии как стоимость, сроки, качество продукции или услуг. В ходе реализации проекта цели под влиянием различных причин также могут изменяться.
В практике цели классифицируются по различным основаниям в зависимости от особенностей проекта и потребностей различных его участников:
· Цели компании и цели проекта;
· Классификация целей по приоритетам:
1) обязательно достичь;
2) желательно;
3) по возможности.
Классификация целей по областям: рыночные, производственные, финансовые, социальные цели.
Также встречаются следующие классификации:
· Явные – неявные цели.
· Цели различных участников проекта.
· Цели по фазам проекта.