Триангуляция


Триангуляция (от лат. «triangulus» — треугольник) — это способ проверки и повышения надежности интерпретации в качественном исследовании. Предполагает перекрестную интерпретацию одного и того же случая или фрагмента несколькими дополняющими друг друга источниками. Это могут быть исследователи, работающие в одной команде, а также социологи, представляющие разные точки зрения, теоретические или методологические подходы относительно данного изучаемого объекта, что способствует развитию более полного представления о нем. Возможна также триангуляция, основанная на разных «видениях» данной ситуации, то есть обращение к разным источникам информации в зависимости от их роли и степени включенности в изучаемый аспект реальности. H. Hussey и R. Hussey называют триангуляцией использование различных исследовательских подходов, методов и техник в рамках одного исследования и приводят следующий пример. Мы попросили несколько людей описать букет цветов, опираясь только на их собственные чувства. Мы могли бы получить абсолютно точное описание цветов, если бы попросили одного человека описать только цвет. Но мы получим намного более полную картину, если попросим каждого человека описать различные аспекты, такие как запах, строение и форму лепестков и листьев и т.д. Собирая все эти отдельные впечатления вместе, мы можем получить более полную и богатую картину впечатлений респондентов от цветов. Авторы также приводят цитату Denzin, который определяет триангуляцию как комбинацию методологий изучения одного и того же феномена. Если несколько исследователей, используя разные методы, изучают один и тот же феномен и получают одинаковые результаты, то это повышает значимость и надежность результатов исследования. Easterby-Smith M., Thorpe R, Lowe A. называют четыре типа триангуляции: триангуляция данных — данные собираются в разное время и из разных источников; триангуляция исследователей — различные исследователи независимо собирают данные об одном и том же феномене и сравнивают результаты; триангуляция методологическая — когда используют и количественные и качественные методы исследования; триангуляция теорий — теория берется из одной дисциплины (например, маркетинга) и используется для объяснения феномена в другой дисциплине (например, в финансах).

Триангуляция исследователей возможна только в том случае, если есть команда исследователей. Прочие типы триангуляции могут и должны быть использованы

исследователями на различных этапах изучения феномена, так как она способствует продуктивности исследования, обогащает качественные методы и предполагает дополнительно количественные методы. Необходимо, тем не менее, иметь в виду, что многометодный подход чрезвычайно трудно повторить, а сбор и анализ данных в этом случае требует много времени и значительных финансовых затрат.

И последнее, триангуляция не может исправить плохо поставленное исследование, но обязательно должна быть составной частью хорошо спланированного исследования.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.