Творческие способы разработки управленческих решений


Эвристика – это совокупа приемов исследования, методика постановки вопросов и их решения; способ обучения при помощи наводящих вопросов.

Эвристические способы базируются на принципах, определяющих стратегию и стратегию лиц, принимающих решения, при решении слабо определенных и неопределенных заморочек. Они стимулируют творческое мышление в процессе принятия решения, позволяют генерировать новые идеи, внедрение которых дает возможность увеличивать эффективность решения управленческих задач. Коротко изложим эвристические способы, более нередко применяемые в практике принятия решений.

Способы групповой работы

1. Способ мозговой атаки. Бывают ситуации, когда лицу, принимающему решение, тяжело отыскать вариант решения. В данном случае можно применить способ мозговой атаки. Он позволяет выявить и сравнить личные суждения, диапазон мыслях по решению трудности, а потом принять решение.

Существует несколько разновидностей этого способа: ровная мозговая атака, оборотная мозговая атака, конкурентность мыслях и др. Разглядим первую и вторую разновидности.

1.1. Ровная мозговая атака форма работы коллективного генерирования мыслях по решению творческой задачки. Ее цель – отбор мыслях.

Правила для участников:

  • участники садятся за стол лицом друг к другу;
  • воспрещаются споры, критика, оценки того, что говорится;
  • время выступления для участника – 1-2 мин;
  • высказываются любые идеи, прямо до бредовых;
  • количество мыслях важнее их свойства.
  • Советы:

  • идеи следует встречать с одобрением;
  • нужно веровать в разрешимость трудности;
  • разрешается задавать вопросы, развивающие идею;
  • следует стремиться к решению выдвинутой трудности;
  • все участники равноправны;
  • не надо мыслить о последствиях произнесенного;
  • группе не ставится определенная задачка, а характеризуется неувязка в общем;
  • нежелательны переглядывания, перешептывания, жесты, отвлекающие внимание от решения трудности.
  • Управляющий должен:

  • направлять ход дискуссии, задавать стимулирующие вопросы;
  • давать подсказку, использовать шуточки, высказывания, создающие неформальную обстановку.
  • Ограничения и условия:

  • количество участников – 4-15;
  • желателен разный уровень их образования и специализации;
  • нужно соблюдать баланс в уровне активности, характера;
  • время работы – от 15 мин. до 1 ч.
  • Идеи отбирают спецы – специалисты, осуществляющие оценки в два шага: сначала отбирают более уникальные и оптимальные идеи, а потом рациональные, с учетом задачки и цели ее решения.

    1.2. Оборотная мозговая атака. Разработка этой формы коллективного взаимодействия подразумевает не генерацию новых мыслях, а критику уже имеющихся.

    Правила для участников:

  • • критикуется, дискуссируется и оценивается любая мысль по аспектам: соответствия исходным требованиям, способности ее реализации либо отсутствия такой; реализации по затратам, применимости в другой сфере;
  • • критика излагается лаконически, позитивно. Идеи, требующие длительного времени для обсуждения, рассматриваются позднее;
  • • выступать каждому можно много раз, но лучше по кругу;
  • • длительность выступления – 15-20 мин;
  • • лучше проводить мероприятие в первой половине денька, в размеренной обстановке.
  • Оборотная мозговая атака может быть проведена сходу после прямой, когда после коллективного генерирования мыслях формируются контридеи. При всем этом выполняются:

  • классификация и систематизация мыслях, также их группирование по признакам, выражающим общие подходы к решению трудности;
  • оценка мыслях на реализуемость и поиск препятствий к этому;
  • оценка критичных замечаний, отбор идеи и контридеи, выдержавших критику.
  • Целенаправлено всех участников поделить на группы:

  • генераторов мыслях (когда проводится ровная мозговая атака);
  • анализа проблемной ситуации и оценки мыслях;
  • генераторов контридей.
  • Этот способ базируется на принципах:

  • взаимодействия в процессе поиска решения;
  • доверия к творческим способностям и возможностям друг дружку;
  • рационального сочетания интуитивного и логического (запрет критики, критичного анализа мыслях приводит к торможению левополушарных процессов мозга и стимулированию правополушарных).
  • Достоинства способа:

  • возможность использования всех имеющихся в аппарате управления профессионалов;
  • улучшение социально-психологических внутригрупповых процессов.
  • Недочеты способа:

  • позволяет отыскать идею в общем виде, не гарантируя кропотливой ее разработки;
  • неприменим при решении трудности, требующей массивных расчетов;
  • просит неплохой подготовленности управляющего, обладающего способностями организации мыслетехнических, психотехнических процессов в группе;
  • не всегда удается преодолеть инерцию мышления (следствие закона инерции).
  • 1.3. Способ главных вопросов. Технологию его реализации целенаправлено использовать для сбора дополнительной инфы в критериях проблемной ситуации либо упорядочения уже имеющейся при решении трудности. Задаваемые вопросы служат стимулом для формирования стратегии и стратегии решения задачки, развивают интуицию, сформировывают методы мышления, наводят человека на идею решения, побуждают к правильным ответам.

    Понятно, что еще в Старом Риме политикам рекомендовалось для сбора более полной инфы о событии ставить впереди себя ряд вопросов и отвечать на их: Кто? Что? Для чего? Где? Чем? Как? Когда?

    Принципные требования к использованию способа:

  • проблемность и оптимальность. Умело поставленными вопросами нужно снижать проблемность задачки до рационального уровня либо уменьшать неопределенность трудности;
  • дробление инфы. При помощи вопросов попытаться поделить делему на подпроблемы;
  • целеполагание. Каждый новый вопрос должен сформировывать стратегию, модель решения трудности.
  • Советы для управляющего:

  • должен провоцировать идея, а не давать подсказку идею решения трудности;
  • в вопросах должна быть малая информация;
  • при постановке серии вопросов нужно: 1. снижать уровень проблемности задачки; 2. задавать вопросы, логически увязанные, достойные внимания по форме, побуждающие к появлению внезапных взглядов на решаемую делему;
  • нужно провоцировать как эмпирическое, аналитическое (аксиоматическое), так и диалектическое (творческое) мышление;
  • делему следует разбить на подпроблемы, этапы решения.
  • Советы для членов группы (аппарата управления):

  • запоминать более соответствующие вопросы и стараться классифицировать их;
  • ставить впереди себя вопросы: 1. упрощающие делему; 2. дозволяющие осмыслить ее с новейшей внезапной стороны; 3. стимулирующие внедрение имеющихся познаний и выработанных способностей; 4. разделяющие делему на подпроблемы; 5. побуждающие к самоорганизации, самоконтролю.
  • Рекомендуется поэтапная постановка вопросов, стимулирующая решение трудности и повышающая ее определенность.

    Последовательность действий. Нужно узнать:

  • что непонятно;
  • что дано;
  • в чем состоит условие;
  • может быть ли удовлетворить условие;
  • довольно ли условие для определения неведомого (либо нет, либо чрезвычайно, либо противоречиво);
  • сделать чертеж (набросок);
  • ввести подходящие обозначения;
  • поделить условие на части;
  • попытаться записать их.
  • Формирование идеи и разработка плана решения:

  • как отыскать связь меж данными и неведомыми;
  • известна ли какая-нибудь схожая задачка;
  • нельзя ли ею пользоваться;
  • нельзя ли использовать способ ее решения;
  • не следует ли ввести какой-нибудь вспомогательный элемент, чтоб пользоваться прежней задачей;
  • нельзя ли сконструировать задачку по другому, проще;
  • нельзя ли придумать более доступную задачку, более общую, более личную, аналогичную;
  • нельзя ли решить часть задачки, удовлетворить части условия;
  • нельзя ли извлечь чего-нибудть полезное из данных;
  • все ли данные и условия применены;
  • приняты ли во внимание все понятия, находящиеся в задачке.
  • Воплощение плана. Реализуя план решения, контролируйте свои шаги:

  • ясно ли вам, что предпринятый план правилен;
  • сможете ли вы обосновать, что он правилен.
  • Контроль и самоконтроль приобретенного решения. Нельзя ли:

  • проверить итог;
  • проверить ход решения;
  • получить тот же итог по другому;
  • проверить корректность приобретенного результата;
  • в какой-либо другой задачке использовать приобретенный итог;
  • решить задачку, оборотную этой.
  • 2. Способ свободных ассоциаций. Отмечено, что на шаге генерирования мыслях при использовании новых ассоциаций увеличивается результативность творческой деятельности за счет появления новых мыслях. В процессе зарождения ассоциаций инсталлируются нестандартные связи меж элементами решаемой трудности и прежним опытом лиц, завлеченных к коллективной работе. Данный способ и разработка его выполнения учитывает особенности деятельности мозга человека, вырабатывающего новые идеи при появлении новых ассоциативных связей. Так, если члены группы предлагают слово, понятие, то оно может стать базисом для установления ассоциативных связей.

    К примеру, у неких людей слово, услышанное случаем, чей-то образ, картина, мелодия рождают идею, содействующую решению трудности. Так, издателю 1-го журнальчика предстояло уменьшить его себестоимость. Мучительно раздумывая, он пробовал отыскать экономное решение. Случаем взяв орфографический словарь, он направил внимание на слово бумага, и сходу появился вопрос: Увидит ли клиент и подписчик, что бумага будет более доступная?. Зафиксировав внимание на слове газета, издатель поразмыслил: А почему не напечатать хотя бы один номер журнальчика на газетной бумаге?. Слово картон ассоциировалось у него с вопросом: Может быть, и обложку сделать из более дешевенького картона? и т. д. Издатель схватил ручку и начал выписывать слова, давшие целую программку действий.

    Советы для управляющего:

  • не торопиться решать задачку (делему), а попробовать не один раз ее переформулировать, поглядеть на нее с другой стороны;
  • предлагать слово, понятие, попробовать вызвать некий образ, который может стать стимулом для образования внезапных свободных ассоциаций, содействующих появлению идеи решения трудности;
  • на исходных шагах генерирования мыслях на базе образования ассоциаций критика запрещена;
  • смена слов, понятий, картин, образующих ассоциации, должна происходить стремительно.
  • Советы для членов группы (аппарата управления):

  • высказывать, показывать все, что прямо либо косвенно вызывает появление ассоциаций, мыслях;
  • фиксировать любые идеи, зарождающиеся у коллег;
  • после выработки мыслях классифицировать и систематизировать их;
  • средством критичного анализа избрать лучшие идеи.
  • 3. Способ инверсии. При поиске идеи решение трудности нередко можно отыскать, изменив направление поиска на обратное, противоречащее сложившимся обычным взорам, продиктованным логикой и здравым смыслом. Часто в ситуациях, в каких логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными, оптимальна обратная кандидатура решения. Традиционный пример инверсии – изобретение ракеты К. Циолковским. Он решил, что выдумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенами и выпускающую заместо ядер газы. Способ и разработка его выполнения базируются на принципе дуализма (двойственности), рационального использования обратных (прямых и оборотных) процедур творческого мышления, диалектического подхода к анализу объекта исследования.

    Советы для управляющего:

  • вдохновлять (провоцировать) членов группы к многократному переформулированию трудности в целях осмысления;
  • вместе с прямой задачей выдвигать оборотные;
  • добиваться диалектики анализа и синтеза рассуждений;
  • предлагать членам группы в процессе решения трудности использовать обратные процедуры.
  • Советы для членов группы:

  • держать в голове, что инверсия – поиск мыслях в направлениях, обратных обычным взорам, убеждениям, здравому смыслу, формальной логике;
  • начинать решать задачку с пробы ее переформулировать;
  • ко всякой идее находить контридею;
  • решая задачки, стараться использовать обратные процедуры, средства.
  • Способ и данная психотехнология позволяют:

  • развивать диалектику мышления;
  • отыскивать выход из безнадежных ситуаций;
  • искать уникальные решения различного уровня трудности.
  • Применение этой формы работы с людьми просит развитых творческих возможностей, базисных познаний, умений и способностей.

    4. Способ синектики.Дает возможность получить более уникальные идеи за счет обучения участников использованию в процессе мозговой атаки способов аналогии, интуиции, абстрагирования, свободного размышления, внедрения внезапных метафор, частей игры, что позволяет обычную делему в непривычной ситуации решить внезапно и оригинально.

    Условия и требования:

  • неувязка формулируется в общем (образном) виде;
  • обсуждение следует начинать не с трудности, а с анализа ее общих признаков, характеризующих сложившуюся ситуацию;
  • не рекомендуется останавливаться на одной, даже уникальной идее решения;
  • при затруднениях в решении трудности следует возвратиться к анализу ситуации, в какой появилась неувязка;
  • выдвижение мыслях и их отбор зависят от мастерства, такта, находчивости управляющего, его умения провоцировать творческое мышление участников.
  • Критичный отбор и оценку мыслях решения трудности лучше производить поэтапно:

  • анализ каждой выдвинутой идеи;
  • группировка и систематизация мыслях;
  • критичный анализ выдвинутых мыслях;
  • отбор уникальных, хороших решений.
  • Советы для управляющего:

  • используются все советы способов мозговой атаки, аналогии, инверсии, свободных ассоциаций и др.;
  • лучший состав группы – 3 -15 человек с различными возможностями, проф интересами и подготовкой;
  • нужно вдохновлять членов группы к неоднократному переформулированию трудности;
  • не следует успокаиваться при получении успешной идеи;
  • использовать вопросы типа: “Ну и что?”, “Как вы для себя это представляете?”, “А что тут нового?”, “А что, если сделать напротив?”.
  • Советы для членов группы:

  • очень использовать личный опыт, познания, умения;
  • не прибегать к ранним, поспешным формулировкам;
  • выдвигая идеи, использовать аналогии, метафоры, инверсию, элементы игры, рассуждения вслух;
  • рассматривать объект с разных позиций: наружных и внутренних, научных и прозаических, в разных ситуациях.
  • 5. Способ 635. Группа из 6 участников анализирует и определяет заданную (проблемную) ситуацию. Каждый участник вносит в формуляр три предложения по решению задачки (в течение 5 мин) и передает формуляр другу. Заполняющий формуляр воспринимает к сведению предложения собственного предшественника, а под ними в 3-х полях заносит еще три собственных предложения. Эти предложения могут употребляться в предстоящей разработке записанных решений, но могут выдвигаться новые. Процесс завершается, когда участники обработали все формуляры.

    Условия: рекомендуемое количество участников – 6. Время на ротационную фазу может возрастать на следующих фазах. Разработка позволяет получить до 108 (6 х 3 х 6) предложений.

    6. Способ Дельфи. Снаружи способ реализуется как многоуровневая процедура анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура профессионалам, работающим изолированно друг от друга. Им предлагаются вопросы и формулировки ответов без аргументации. К примеру, в ответах могут быть числовые оценки характеристик. Приобретенные оценки обрабатываются с целью получения средней и последних оценок. Профессионалам сообщаются результаты обработки первого тура опроса с указанием расположения оценок каждого. При отклонении оценки от среднего значения эксперт ее аргументирует.

    В предстоящем (во 2-м туре) специалисты изменяют свою оценку, объясняя предпосылки корректировки. Результаты обрабатываются и сообщаются профессионалам. При отклонениях оценок от среднего значения специалисты комментируют их. Туры повторяются, пока оценки не станут размеренными.

    Итеративная процедура опроса с сообщением результатов обработки и их аргументацией вдохновляет профессионалов критически осмыслить свои суждения. При опросе сохраняется анонимность ответов профессионалов, что исключает конформизм (угнетение 1-го представления другим, более знатным).

    Приемы персональной работы

    1. Прием Ожидание вдохновения. При решении тяжелых задач, когда не удается сконцентрировать усилия, целенаправлено чередовать напряженную умственную работу с расслаблением, отключением сознания от задачки. Но перед сном следует вновь вспомнить о задачке и мыслить о ней, пока не уснешь. Днем либо даже ночкой, тотчас неосознанно, проснувшись, можно встать и решить сложную задачку. Прием базируется на просоночных состояниях, возникающих в период засыпания (способ Э. Куэ) и позволяющих ставить задачки собственному мозгу. Психотехнология учитывает, что с переходом к естественному сну и отключением сознания безотчетное человека вроде бы программируется на решение какой-нибудь принципиальной (животрепещущей) задачки.

    2. Мыслительная разработка: способ Меттчета. Рекомендуется использовать последующие режимы мышления для сотворения, контроля и внедрения вида мышления при решении трудности:

  • стратегические схемы (действовать в согласовании со стратегией, создавать ее);
  • образы (представлять делему в виде схем, рисунков);
  • в параллельных плоскостях (следить за своими идеями во время их скрещения);
  • с различных точек зрения;
  • в главных элементах (варианты решений, суждений, понятий, тактик, отношений, препятствий).
  • Разработка может быть применена для организации личного мышления лица, принимающего решения, также для увеличения эффективности его совместной работы с персоналом.

    3. Аналитический прием: Способ ликвидации безнадежных ситуаций. Используя данный метод, можно моделировать принятие разных управленческих решений, поочередно исключая причины, приводящие к ненужным предсказуемым последствиям. Достигается это за счет варьирования решений: приспособить, видоизменять, усилить, ослабить, поменять, переработать, соединить использовать что-то по-другому.

    Также читайте новости по теме



    Категория: Развитие бизнеса. Дата публикации: 20 Октябрь, 2010.