Учение Деминга Уильям


Эдвардс Деминг (W. Edwards Deming, 1900-1993 гг.) являлся учеником Шухарта, и ему удалось дать жизнь выводам своего учителя.

«Главное – атмосфера на предприятии, статистические методы – инструмент».

«В любой системе вероятность ошибки на 85% обусловлена системой, и лишь на 15% – человеческим фактором» (к концу жизни – 95% и 5%).

Деминг – наиболее признанный ученый в области управления качеством, в основном благодаря его широкой просветительской работе в Японии после Второй Мировой войны.

Он – автор 14 правил, необходимых для предприятия, нацеленного на качество.

Приведем с краткими комментариями 14 правил Деминга.

1. Четко преследуемая предприятием цель (постоянство цели). Деминг утверждает, что отсутствие постоянной цели – главная смертельная болезнь предприятий. И «невозможно работать в компании, не зная ее цели, и цель должна быть постоянной, не меняясь с приходом нового менеджера, нового Президента».

Если при этом наиболее надежная цель, по Демингу, – непрерывное улучшение продукции и услуг, это поможет обеспечить конкурентоспособность, остаться в бизнесе и сохранить рабочие места.

2. Новая философия. Принятие новой философии означает уничтожение многочисленных барьеров на пути к улучшениям. Например, это измерение производительности вместо помощи в ее улучшении, страх перед неудачей (см. п.

8). По сути, «новая философия – это новая система вознаграждений», т.е.

создание на предприятии новых ценностей, которые наилучшим образом помогут всем вместе добиваться высокого качества.

3. Перестаньте зависеть от массовых проверок. Сортировочный контроль ничего не говорит о причинах дефектов и не помогает их исправлять. Кроме того, наличие дефектов говорит о том, что процессы в компании способны на ошибку. Тогда получается, что и процесс контроля способен на ошибку, и к потребителю все же может попасть дефектное изделие. Это возвращает нас к причинам ошибок в процессе производства.

4. Необязательно отдавать предпочтение самому дешевому предложению.

Цель – минимизация не только начальной стоимости, но и совокупных затрат путем минимизации вариабельности. Этого можно достигнуть, руководствуясь политикой одного поставщика на каждый вид продукции на основе долговременных отношений лояльности и доверия. Иными словами, требуется не ценовой, а более высокий уровень отношений с поставщиками.

5. Постоянное усовершенствование систем (улучшайте каждый процесс). Никто не может делать свою работу хорошо, если он не собирает постоянно данные для ее улучшения. И основной источник этих данных – потребитель. Так, например, по мнению Деминга, «большинство гостиниц построено для менеджмента без внимания к потребителю». Однажды в одной из гостиниц «Шератон» Деминг вернул свой опросник, проигнорировав все напечатанные вопросы. Однако он добавил свой собственный «Вопрос 49: Нравятся ли вам ваши вешалки?» И свой ответ: «Мне – нет!» 6. Применение современных методов обучения. Деминг предлагает уделять особое внимание обучению на рабочем месте. Он обращает внимание на то, что люди обучаются по-разному. Кроме того, когда рабочий довел свою работу до состояния статистической управляемости, дальнейшее обучение ему уже не поможет. Поэтому использование ограниченного набора методов обучения не имеет перспективы.

7. Обеспечение правильного поведения руководства (учреждение лидерства).

В отличие от руководства, которое нацелено на получение от людей результата, лидерство нацелено на то, чтобы помочь людям выполнять свою работу наилучшим образом. «Обычно я говорю, что люди – это ценные активы, а не товары для потребления. Но они не просто активы: они – драгоценности. <…>

Лидер должен понимать, что система состоит из людей, а не из машин, не из деятельности, не из организационных схем».

8. Устранение атмосферы боязни. Где бы ни возникал страх, там мы получаем ложные данные. Страх, может быть, является самым большим препятствием на пути преобразований. На заводе «Инструм-Рэнд», одном из самых передовых в России в области качества, слово «брак» было запрещено. Вместо этого на заводе принята т.н. «концепция бриллианта». Так называют деталь, не соответствующую требованиям документации. Обнаружившему ее полагается премия, ведь они настолько редки, что информация о несовершенстве процессов бесконечно ценна.

9. Устранение барьеров. Деминг призывал к командной работе в пику т.н.

«субоптимизации» – состоянию, при котором подразделение стремится сделать лучше только свою работу. «Вместе сделаем, вместе выиграем!» – провозглашал Деминг. Это правило стало прообразом процессного подхода в управлении, при котором все сотрудники превращаются в клиентов друг друга.

10. Избегать предупреждений (откажитесь от пустых лозунгов и призывов).

«Перестаньте пользоваться лозунгами, плакатами и призывами к сотрудникам, требуя от них бездефектной работы или новых уровней производительности, не обеспечивая при этом методов достижения таких целей. Большинство случаев низкого качества связаны с системой, и их исправление лежит за пределами возможностей обычных сотрудников». При этом призывы, содержащие конкретные указания и варианты решения, помогают ускорять процессы совершенствования.

11. Не ставить жестко установленных норм (исключите произвольные количественные цели). В данном случае речь не идет о полном отказе от использования количественных целей. Всякой группе или команде надо иметь задание, а у любой работы должна быть какая-то цель. При этом формулировка не должна быть конкретной до деталей, чтобы не связывать инициативу.

12. Обеспечить возможность гордиться своей работой. Этот пункт прямо связан с еще одной смертельной болезнью организаций – ранжированием людей.

Стремление заработать рейтинг отклоняет людей от их важнейшей задачи – совершенствования процессов и улучшения качества. «Величию нужно время», – утверждал Деминг. Люди не сразу могут раскрыть свои способности, но они и не станут этого делать, если не будут созданы условия доверия.

13. Поощрять стремление к образованию. Любознательность – самый первый шаг к обучению. Позже К.Ишикава скажет: «Управление качеством начинается и заканчивается образованием». При этом вновь следует отметить негативное влияние ранжирования. Надо отметить, что сам Деминг, когда читал лекции в НьюЙоркском университете, говорил, что не имеет соответствующей квалификации, чтобы оценивать студентов. Всем им он ставил отличные отметки, отмечая, что ранжирование никому не поможет.

14. Обязанности руководства предприятием (вовлеченность высшего руководства). Пояснение последнего пункта можно было бы свести к одной цитате из Деминга: «Ясно определите непоколебимую приверженность высшего руководства к постоянному повышению качества и его обязательство претворять в жизнь все рассмотренные выше принципы».

Начиная свои семинары, Деминг не уставал повторять о своих правилах: «Не пытайтесь говорить, что вы принимаете одни правила, но отвергаете другие».

Условно говоря, период перехода от управления качества к менеджменту качества длился в мире с 1950-х по 1980-е гг.



Категория: менеджмент. Дата публикации: 8 Март, 2010.