Учет проблем управления качеством


На данном этапе четко определяется то, каким будет продукт или услуга и его

технические характеристики. На данном этапе бизнес-план превращается в конкретный

продукт: создается прототип продукта.

Здесь прототип – это продукт, который может уже использоваться как готовый продукт

58/100

для тестирования и демонстрации на выставках. Особую важность здесь играет качество.

Далее мы рассмотрим метод построения так называемых «домов качества».

Конкурентоспособность продукции определяется по отношению к конкретному рынку либо

к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам

сегментации рынка, и во многом зависит от успешного выбора перечня потребительских

свойств товара, метода их измерения и оценки. Таким образом, для успешной

реализации нового товара на рынке, производителям необходимо знать требования

потребителей, предъявляемые к качеству товара, характеристикам и функциям.

Метод «Развертывание функций качества» для инновационных товаров позволяет

провести оценку нового товара на стадии разработки с заданным уровнем

конкурентоспособности, является эффективным рабочим инструментом в компаниях,

занимающихся разработкой и реализацией инновационно – технических проектов. При

проведении оценки инновационных проектов учитывается мнение потребителей уже на

этапе проектирования с целью последующей успешной коммерциализации проекта.

Стоит отметить, что новые условия развития рынка в России требуют совершенствования

производственной базы и ее научного обеспечения.

На отечественных предприятиях производство продукции осуществляется в соответствии

с требованиями государственных стандартов. При этом, как правило, не учитываются

требования потребителей, необходимые при планировании производства

конкурентоспособной продукции.

Метод построения домов качества (РФК, QFD)

Для того чтобы выполнить эти требования, предлагается использовать новую технологию

разработки, планирования и технической подготовки производства изделий. Данная

технология разрабатывалась в Японии, начиная с конца 60-х годов, и сейчас все шире

используется в разных странах мира. Одним из основных инструментом этой технологии

является метод QFD (Quality Function Deployment — развертывание функций качества,

РФК). Это экспертный метод, использующий табличный метод представления данных,

причем со специфической формой таблиц, которые получили название «домиков

качества».

Основная идея технологии РФК заключается в понимании того, что между

потребительскими свойствами и техническими параметрами продукта существует

большое различие. Технические показатели качества важны для производителя, но не

всегда существенны для потребителя. Идеальным случаем был бы такой, когда

производитель мог проконтролировать качество продукции непосредственно по

потребительским показателям.

Цель – создание конкурентных преимуществ как для существующих, так и для новых

продуктов.

Суть метода – развертывание функции качества (РФК) – то есть система перевода

требований потребителя в соответствующие требования производителя на всех стадиях

жизненного цикла продукции.

РФК обеспечивает системный подход к определению требований потребителей к

качеству продукции, намечает пути их удовлетворения и направляет усилия

производителя на обеспечение этих требований.

Преимущества метода РФК:

· позволяет представить большой объем информации в сжатом виде, удобном для

проведения эффективного и четкого анализа, который можно постоянно использовать

для обслуживания будущих потребностей;

· способствует выстраиванию внутриорганизационного диалога относительно

запросов потребителей, характеристик продукции и т.п.;

· позволяет учесть требования потребителя на всех стадиях жизненного цикла

продукции;

· повышает эффективность работы функциональных подразделений предприятия.

На сегодняшнем рынке судьба производителя практически полностью зависит от

потребностей, желаний потребителя. Потребитель становится главным действующим

лицом в производственном процессе. Он, и только он, может сказать, качественна ли

наша продукция (или услуги). Значит качество – это не соответствие чертежу или

техническим условиям на продукцию, а мнение потребителя о том, годится ли ему наша

продукция. Если он сочтет, что наша продукция не подходит, то никакие ссылки на чертеж

не спасут компанию. Более того, мы просто лишимся единственного источника

существования – денег, которые нам клиент не заплатит.

Значение метода

Предлагаемая технология работы позволяет учитывать требования потребителя на всех

стадиях производства изделий, для всех элементов качества предприятия и, таким

образом, резко повысить степень удовлетворенности потребителя, снизить затраты на

проектирование и подготовку производства изделий.

История создания и развитие метода РФК

Разработана методика Ё. Акао и С. Мидзуно (Япония) в г. Кобе на судоверфи,

принадлежащей дому Мицубиси, на чьих предприятиях эта технология и получила

распространение впервые. В 1966 году введена как концепция планирования нового

товара на нескольких промышленных предприятиях. Долго держалась в секрете и

только в 1972 году была впервые опубликована в Японии.

Наиболее яркое применение было осуществлено фирмой Тойота. И благодаря успеху

Тойоты, эта технология начала распространяться в США, а сейчас уже повсеместно в

мире.

Таким образом, получается, что речь идет о том, как представления о качестве,

добытые у потребителя, распространить в организации и довести до каждого. Этот

подход должен привести к наиболее рациональному использованию всех ресурсов

организации. Значит, у нее будут максимальные шансы удержаться на рынке. Часто

говорят, что все это означает стремление услышать "голос потребителя".

Историческое развитие РФК и его распространение в Америке началось в 1986-1993 гг.

и детально описано Г. Мазуром. На первом международном симпозиуме по РФК,

прошедшем в Токио в 1995 г., большой интерес аудитории вызвал доклад Гарольда М.

Росса из компании "Дженерал Моторс", в котором он показал, в какой мере и при

разработке каких моделей автомобилей фактически используется РФК в США.

Благодаря сотрудничеству Тамагавского и Мичиганского университетов был сделан обзор

последних тенденций по применению РФК и проведен опрос 400 японских и 400

американских компаний. Согласно результатам обзора, РФК в своих процессах

разработки использовали 51,5% японских компаний и 68,5% американских компаний.

Было установлено, что РФК наиболее часто использовалось в автомобильной и

электронной промышленности. Интересно, что в США РФК использовалось в космической

промышленности.

Обзор выявил, что компании использовали РФК, чтобы добиться "лучшего проекта" и

"лучшего удовлетворения потребителя". Американские компании больше внимания

уделяли конечному результату. "Инструмент для межфункциональной связи и

координации" и "чтобы сократить время изготовления изделия" – такие мотивы также

приводились американскими компаниями как причина использования РФК.

Большинство команд по проведению РФК состояло из сотрудников различных

функциональных подразделений. Более 80% решений принято на еженедельных

заседаниях. И в Японии, и в США состав команды не превышал десяти участников, и

каждое их заседание длилось не более двух часов.

Проблема создания конкурентного преимущества перед продукцией фирм Японии и

США становится все более острой для европейских фирм, в том числе российских. В

наши дни, чтобы конкурировать на рынке, недостаточно создать хорошее изделие.

Сегодня вы должны создавать изделия, которые удовлетворяют потребности

заказчиков. В России первое знакомство с развертыванием функции качества

состоялось в 1987 г., после опубликования статей Дж. Макэлроя.

В специальной подборке, подготовленной редакционной коллегией в журнале "Курс на качество" (1992 г.), были собраны статьи, опубликованные в США и Западной Европе. В

это же время на проходящей в Москве конференции "Реформа в России и проблемы

качества" были прочитаны доклады И.И. Исаева "Развертывание функции качества -

инструмент для анализа способности фирмы удовлетворять требования потребителя" и

Ю.П. Адлера "Роль и место статистических методов в обеспечении качества

продукции".

Но, к сожалению, в России этот метод по-прежнему малоизвестен и практически не

используется.



Категория: маркетинг. Дата публикации: 7 Март, 2010.