Уровень достоверности, доверительный интервал


Объем выборки (Sample Size) – количество элементов, которые необходимо изучить в процессе исследования. Массовый опрос как количественный метод основан на применении теории вероятности, поэтому при расчете объемов выборки применяются математические и статистические термины, модели и процедуры.

Здесь важно вспомнить о таком параметре, как достоверность. Уровень достоверности – показатель вероятности того, что истинное значение изучаемого параметра генеральной совокупности попадает в доверительный интервал. Чем выше уровень достоверности, тем больше должна быть выборка. Доверительный интервал – диапазон, в который попадает истинное значение изучаемого параметра генеральной совокупности при данном уровне достоверности. Чем он меньше, тем больше должны быть выборка.

Пример. Общероссийская городская выборка (14–65 лет) объемом в 1200 респондентов имеет доверительный интервал в 4 процентных пункта при уровне достоверности 0,95. 15% респондентов заявили, что были в кинотеатре хотя бы один раз за последние полгода. Эти данные позволяют нам с заданным уровнем достоверности утверждать, что от 11 до 19% (вспомним про 4 процентных пункта) жителей российских городов в возрасте от 14 до 65 лет в последние полгода хотя бы раз были в кинотеатре. Интервал от 11 до 19 находится в пределах допустимой статистической погрешности. Если бы мы задали интервал в 2 процетных пункта, то выборку пришлось бы увеличивать примерно в 4 раза.

Уровень достоверности показывает, что, если будет проведено 100 независимых измерений по 1200 респондентов в каждом, то в 95 из них значение доли ответов на вопрос о посещении кинотеатра не выйдет за пределы доверительного интервала (11– 19%). Если нас будет устравивать достоверность на уровне 0,9, то опросить можно будет 200 человек, если же нам нужна достоверность на уровне 0,99, то придется опросить 10000 человек.

Доверительный интервал, равный 95% или 99%, является стандартным при проведении маркетинговых исследований.



Категория: маркетинг. Дата публикации: 6 Март, 2010.