В иды методов выборки


Детерминированный (неслучайный, Non-Probability) метод выборки основан на индивидуальной оценке исследователя. В нем не применяется процедура случайного отбора. (Принято решение останавливать в торговом центре или на улице людей, которые, по мнению исследователя, подходят под описание целевой совокупности и согласны принять участие в опросе.) Этот метод не позволяет объективно оценить точность результатов исследования. Выделяют следующие разновидности неслучайных методов выборки:

· метод удобства (Convenience) – выборка создается из удобных для отбора элементов (нерепрезентативная выборка);

· поверхностная (Judgmental) выборка – элементы совокупности отбираются на основе суждения исследователя;

· квотная (Quota) выборка (двухэтапная поверхностная выборка) – на первом этапе создаются контрольные группы, квоты генеральной совокупности, а на втором выбираются элементы на основе удобства;

· «снежный ком» (Snowball) – случайным образом выбирается начальная группа респондентов, а затем респонденты указывают на других лиц, готовых участвовать в опросе.

Вероятностный (случайный) метод выборки (Probability Samples). Eдиницы выборки подбираются случайно. Все единицы генеральной совокупности имеют равный шанс быть отобранными в выборку. Здесь также выделяется несколько разновидностей:

· простая случайная (Simple Random) – каждый элемент генеральной совокупности имеет известную и равную вероятность быть отобранным;

· систематическая выборка (Systematic) – метод, когда сначала задается отправная точка, а затем из основы выборки выбирают каждый i-элемент;

· стратифицированная выборка (Stratified) – двухэтапный метод, в котором генеральная совокупность сначала делится на слои (страты), а затем из каждого слоя выбираются элементы;

· кластерная (Cluster) выборка – сначала совокупность делится на взаимоисключающие и взаимодополняющие подгруппы (кластеры), которые затем отбираются с помощью простой случайной выборки; в выборку могут быть включены все элементы отобранного кластера, либо проводится их отбор также с помощью случайного (вероятностного) метода.



Категория: маркетинг. Дата публикации: 6 Март, 2010.