Виды моделей производства и предоставления услуг: кибернетическая модель


Кибернетическая модель позволяет разделить описание производства или сервиса предприятий на две составляющие: производство и услуги.

Рис. 5. Кибернетическая модель предприятия «Входы» в кибернетическую модель представлены в виде векторов входных переменных х(t) в каждый момент времени: x(t) = x(t1) + x(t2) + x(t3) + x(tn).

Составляющие векторы входных переменных x(t) характеризуют все виды ресурсов, используемых в объекте.

Выходные параметры описывает вектор y(t): y(t) = y(t1) + y(t2) + y(t3) + y(tn).

Составляющие данного вектора – виды выпускаемой продукции и выпускаемых услуг.

Параметры управляющих воздействий описывает вектор z(t): z(t) = z(t1) + z(t2) + z(t3) + z(tn).

Это приказы, распоряжения, технические и экономические условия производственных или сервисных процессов (нормы, стандарты и др.). Параметры вектора z(t), характеризующие условия протекания процесса, несут в себе стабилизирующие и дестабилизирующие действия.

Управляющая система – это совокупность подразделений, образующаяся в соответствии с иерархией объекта управления и функциями управляющей подсистемы, наделенная определенными правами, решающая задачи и выполняющая конкретные функции для достижения общих целей.

Управляющая система должна обрабатывать всю информацию, поступающую из внешней среды и от объекта управления, и вырабатывать решение, как именно следует работать. Ею рассматриваются вопросы в области планирования производственных мощностей, диспетчеризации, управления материальными, производственными запасами, контроля качества и др.

Для того чтобы выработать и организовать управляющие воздействия на объект управления, управляющая система должна располагать достоверной информацией по предшествующим и текущим внешним воздействиям, данными о состоянии трудовых, энергетических, финансовых ресурсов, внешней среды, о воздействии сторонних сил и др.

Важными понятиями, характеризующими кибернетическую модель, являются понятия прямой и обратной связей между системами управления, процессами управления производством или оказания услуг.

Под обратной связью подразумевается информация о состоянии производства и его внешней среды. Прямая командная связь – это управляющие предписания, вырабатываемые управляющей системой.

Виды моделей производства и предоставления услуг: иерархическая модель Структура процессов производства и предоставления услуг, а также система управления могут быть представлены в виде иерархических моделей.

· Иерархическая производственная структура (узлы: элементы предприятия – подразделения; дуги: связи включения).

· Иерархическая организационная структура (узлы: линейные руководители;

дуги: связи подчинения).

Рис. 6. Иерархическая производственная и организационные структуры Виды моделей производства и предоставления услуг: сетевая модель Сетевая модель управления позволяет описать узловые события процесса производства и представления услуг.

Эта модель характеризует внутреннюю структуру процесса производства (сервиса).

Элементами сети являются работы (исследовательские, экспериментальные, конструкторские, производственные, финансовые, сбытовые, транспортные, управленческие и др.), изображаемые в виде стрелок или дуг. Их конечные результаты (события) изображаются в виде узлов сети (пронумерованы от начального события 0 до конечного К).

Сетевая модель используется для упорядочения операций процесса производства и/или предоставления услуг, их взаимных связей и оценок стоимостных, временных и технических характеристик процесса.

Рис. 7. Сетевая модель управления              Операции как виды деятельности в организации Выделяют 4 отдельных вида деятельности, которые можно описать как операции.

1) Производство – самый очевидный вид операционной деятельности, где технические материалы превращаются в продукты, которые затем продаются покупателям. Покупатель может использовать их для дальнейших производственных операций. Таким образом, общая цепочка от получения сырья до поставки продуктов конечным потребителям может оказаться довольно длинной.

2) Поставки – деятельность, связанная главным образом с переменой права собственности на товар. Наиболее ярким примером являются дистрибуторские сети.

3) Транспортировка – деятельность, связанная главным образом с перемещением товаров или людей с одного места на другое, при котором никаких физических преобразований перемещаемых объектов не происходит.

4) Сервис – деятельность, связанная с изменением состояния покупателя. Речь идет о физическом (стоматология, парикмахерские услуги) либо интеллектуальном (образование, консалтинг) состоянии, или чаще о сложном сочетании этих и других состояний.

Эти виды операций нельзя рассматривать как обособленные. Все производители занимаются поставками своей продукции, что может также потребовать и транспортировки, и всегда оказывают некие услуги, как минимум на стадии приема заказов. Наиболее наглядным способом представления взаимосвязей между перечисленными видами деятельности является тетраэдр операций.

Рис. 8. Тетраэдр операций Организация может стремиться к применению одной из множества комбинаций из любых двух или более элементов. Ни одна организация не располагается в какой либо вершине тетраэдра, поскольку элемент сервиса, поставки или транспортировки есть в любом производстве, и ни одно сколь угодно большое предприятие не может быть охарактеризовано как исключительно сервисное.

Эффективность и полезность операций Операции должны управляться:

• эффективно (Efficiency) – максимально эффективно (экономично) использовать ресурсы;

• полезно (для заказчика), результативно (Effectiveness) – производить товары и услуги, нужные заказчику, востребованные рынком.

Эффективность и полезность (результативность), как правило, потенциально конфликтуют между собой.

Производительность (Productivity) – это наиболее общий критерий эффективности использования страной, отраслью промышленности или предприятием своих ресурсов.

При этом все ресурсы можно разделить на те, которые трансформируются в рамках операции:

– материалы (например, цемент, письма, пищевые продукты);

– информация;

– заказчики (клиенты, пациенты);

и те, которые в рамках операции не трансформируются:

– оборудование, производственные активы;

– потребляемые материалы;

– люди (человеческий ресурс).



Категория: менеджмент. Дата публикации: 7 Март, 2010.