Выбор философии исследования


Как только исследователь начинает думать о возможных методах исследования, сразу встанет вопрос — будет ли это анкетирование, например, или интервью, или что-то иное. Размышления над этим вопросом являются центральными, но ответ на них можно получить только после того, как будет принята философия исследования. Выбор философии исследования зависит от того, как исследователь думает о развитии знания. В литературе доминируют два взгляда на процесс исследования: позитивизм и феноменология. Они различны, но не исключают друг друга, и оба играют важную роль в управленческом исследовании. Позитивизм «Общественный мир существует внешне и его свойства должны измеряться объективными мерками». В этом случае исследователь принимает на себя роль объективного аналитика, хладнокровно делающего бесстрастные истолкования тех данных, которые были собраны, несомненно, в свободной от оценочных суждений манере. В этом случае акцент делается на высоко структурированную методологию, способствующую хорошей повторяемости (Gill and Johnson, 1997), и наблюдение, поддающееся количественному определению, которые сами по себе приводят к статистическому анализу. Эта философия исследования предполагает, что исследователь: независим, не влияет на предмет исследования, не находится под влиянием предмета исследования.

Феноменология «Мир и реальность не объективны и не существуют внешне, они социально устроены и смысл в них вкладывают люди». Феноменологическое исследование — это исследование, которое изучает и описывает жизненные опыты индивидов относительно определенного социального феномена. Ситуации в бизнесе не только сложны, но и уникальны. Они являются производными от совокупности обстоятельств и индивидуальных участников. Это сразу ставит вопрос об обобщении в исследовании, которое ставит перед собой цель захватить всю сложность социальных ситуаций. Однако сторонник феноменологии скажет, что обобщение не так и важно. Нам все время говорят о постоянно меняющемся мире бизнеса. Если мы согласимся, что обстоятельства сегодняшнего дня не применимы через три месяца, то ценность обобщения будет утрачена. Сходным образом, если мы сочтем, что все организации уникальны, это также делает обобщение менее ценным (М. Сондерс с соавторами, 2006). Наиболее просто это можно пояснить на примере изучения организационной культуры. Цитируя Schein, Сондерс с соавторами говорит, что организационная культура существует на трех уровнях: (1) видимые символы того, что представляет собой организация, например, планировка помещений; (2) ценности, прописанные в миссии; (3) мысли, чувства, восприятия и др. членов группы (сотрудников). Только те методы исследования, которые основаны на феноменологии, предоставляют возможность изучить этот третий, жизненно важный, но часто скрытый от посторонних глаз уровень.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.