Выбор метода интервью: факторы влияния


Существует много ситуаций, когда использование «качественных» интервью является наиболее оптимальным. Можно утверждать, что этот выбор зависит от четырех основных факторов: избранной стратегии; необходимости установления личного контакта с участниками исследований; типов вопросов для участников исследования; продолжительности и законченности процесса сбора данных.

Избранная стратегия — понимание того, как различные типы интервью могут

способствовать сбору информации в разных исследованиях. При проведении поисковых, изучающих исследований неструктурированное интервью поможет понять, «что происходит» и каким аспектам проблемы нужно уделить особое внимание. С этой целью можно использовать и частично структурированные интервью. Таким образом, речь идет о проведении «качественных» исследований. В описательных исследованиях структурированные интервью проводят с целью идентификации общих тенденций. В причинно-следственных, аналитических исследованиях частично структурированные интервью обычно применяются для выявления зависимости между различными переменными, например, между переменными, выявленными при проведении описательного исследования. Для получения статистических данных здесь можно использовать и структурированные интервью.

При проведении причинно-следственного исследования «качественные» интервью помогут установить связь между переменными. «Качественные» интервью будут необходимой составляющей исследования и тогда, когда нужно понять причины принятия тех или иных решений участниками исследований или причины формирования мнения опрашиваемых. Частично структурированные и неструктурированные интервью помогают исследователю «сориентироваться» относительно возможных результатов более обширных и более стандартизованных интервью. Это, в частности, касается случаев, когда исследователь стремится понять, какие значения участники приписывают тем или иным понятиям. Опрашиваемые могут употреблять слова так, как они их понимают, и возможность убедиться в правильности их использования позволяет исследователю повысить качество собираемых им данных. Не исключено, что развернутая дискуссия затронет тему, рассмотрение которой вы не планировали, но это может способствовать более глубокому пониманию исследуемой темы и даже привести к корректировке формулировки контрольных вопросов и целей исследования. Такой подход позволяет исследователю также «услышать» свои мысли о тех аспектах проблемы, рассмотрение которых ранее не предполагалось. Необходимость установления личного контакта с участниками исследований обусловлена тем, что люди, и менеджеры в том числе, как правило, предпочитают анкетированию интервью, особенно если тема последнего кажется им интересной и непосредственно связанной с их повседневной работой. Во время интервью они имеют возможность вслух прокомментировать изучаемые события, не тратя времени на заполнение анкеты. Это часто продиктовано желанием участников наблюдать ответную реакцию исследователя, подтверждающую, что он удовлетворен их ответом. Типы вопросов — интервью имеет неоспоримые преимущества по сравнению с анкетированием в тех случаях, когда:

1) вопросов много; 2) необходимо задавать сложные вопросы или открытые вопросы; 3) по ходу интервью необходимо менять логику и последовательность вопросов. Особенно рекомендуется использовать частично структурированные и неструктурированные интервью во втором и третьем случаях. Продолжительность и законченность процесса сбора данных — если необходимый временной промежуток был четко определен, а участники хорошо понимают цели проводимого интервью, то они, как правило, соглашаются участвовать в интервью. Во всяком случае, можно провести переговоры с участниками и назначить интервью в наиболее удобное для них время. При проведении интервью цель исследователя — получить ответы на все вопросы, заданные участникам, учитывая, что каждый из них имеет право отказаться отвечать на любой из вопросов. В случае отказа отвечать на вопрос исследователь должен четко определить его причину и при необходимости трансформировать вопрос или сформулировать новый. Необходимо отметить, что при проведении «качественных» интервью существуют проблемы, связанные с выбором соответствующего метода сбора данных. Это: проблемы качества собираемых данных; проблемы, связанные с низкой компетенцией исследователя-интервьюера; проблемы логистики и ограниченности ресурсов.



Категория: бизнес планирование. Дата публикации: 1 Март, 2010.