Взгляды А. Бандуры на научение


До этого момента мы использовали термины “подражание и научение посредством наблюдения” как взаимозаменяемые; однако А. Бандура считал, что между этими двумя понятиями необходимо провести различие. По его мнению, научение через наблюдение может включать и не включать в себя подражание.

Например, вы ведете автомобиль и видите, что впереди идущая машина попала в рытвину. Основываясь на данном наблюдении, вы можете свернуть, чтобы объехать яму, и избежать повреждения машины. В данном случае вы научились через наблюдение, но не имитировали увиденное.

Согласно Бандуре, предметом научения была информация, прошедшая когнитивную обработку, в результате чего было принято более выгодное решение. Таким образом, научение посредством наблюдения представляет собой более сложный процесс, чем простое подражание, которое обычно заключается в имитации действий другого.

Различие между научением и исполнением прекрасно показано в проведенном Бандурой исследовании. В поставленном им эксперименте дети смотрели фильм, в котором модель наносила удары большой кукле. По теории Бандуры, моделью может быть то, что передает информацию, например человек, кино, телевидение, показ, картина или инструкция. В данном случае фильм демонстрировал модель взрослой агрессии. Одна группа детей видела модель, получившую подкрепление за проявление агрессии.

Второй группе предъявили модель, наказанную за агрессию. В группе 3 последствия жестоких действий были для модели нейтральными, т. е. она не получила подкрепление и не была наказана. Затем детям всех грех групп дали куклу и измерили их агрессию по отношению к ней. Как можно было ожидать, дети, которые видели модель, получившую подкрепление за свои действия, вели себя наиболее агрессивно;

дети, видевшие наказанную за агрессивность модель, были агрессивны меньше всего;

а дети, которым показали модель, испытавшую нейтральное воздействие, по силе проявления агрессии находились между двумя другими группами. Иными словами, дети наблюдали за тем, что происходило с другим человеком, и это оказало воздействие на их поведение. Дети первой группы видели замещающее подкрепление, что содействовало их агрессивности, вторая группа детей видела замещающее наказание, и это сдерживало их агрессивные импульсы. Хотя дети непосредственно не подвергались наказанию и не получали подкрепление, их поведение соответственно изменялось.

Второй части вышеописанного исследования было предназначено пролить свет на отличие научения от выполнения. На этом этапе всем детям был предложен побудительный мотив для воспроизведения поведения модели, и все они повторили его. Другими словами, все дети были научены агрессивным реакциям модели, но действовали по-разному в зависимости от того, видели ли они, как модель получала подкрепление, подвергалась наказанию или последствия ее действий были нейтральными.

Переменные, влияющие на научение посредством наблюдения Говорить, что научение через наблюдение происходит независимо от подкрепления, не значит утверждать отсутствие влияния на него других переменны. Бандура (1986) выделил четыре процесса, оказывающих воздействие учение через наблюдение.

1. Процессы внимания Прежде чем научиться чему-то от модели, на нее нужно обратить внимание. Бандура считал научение непрерывным процессом, но он подчеркивал, что можно научиться чемуто, только когда видишь это.

Что определяет фокус внимания?

Во-первых, сенсорные способности человека влияют на процессы внимания. Очевидно, моделирующие стимулы, предназначенные для обучения слепого или глухого, должны отличаться от тех, которые используются для тренировки человека с нормальным зрением и слухом.

На избирательное внимание наблюдателя могут оказать влияние предшествующие подкрепления. Например, если предыдущая деятельность, выученная через подкрепление, функционально оправдала себя в получении подкрепления, то на поведение будет обращено внимание в последующих моделирующих ситуациях. Иными словами, предшествующее подкрепление может задавать перцептивную заданность/привычку у наблюдателя, которая будет оказывать влияние на дальнейшие наблюдения.

Различные характеристики моделей также будут определять то, в какой степени на них будет сосредоточено внимание. Как показало исследование, модели чаще привлекают внимание, если они похожи на наблюдателя (одного пола, возраста) пользуются уважением, имеют высокий статус, считаются влиятельными, проявили высокую компетентность и обладают привлекательной внешностью. Об этом Бандура (1986) говорил: “(Люди) обращают внимание на модели, считающиеся эффективными, и игнорируют те, которые по своему внешнему виду или благодаря дурной славе получили статус неэффективных… Когда люди стоят перед выбором, они склонны отдавать предпочтение скорее тем моделям, которые искусно добиваются хороших результатов, чем моделям, постоянно подвергающимся наказанию”.

2. Мнемические процессы Для того чтобы полученная из наблюдений информация была полезной, ее необходимо сохранить. Бандура был убежден, что существуют мнемические процессы, которые сохраняют информацию в виде вербальных и образных символов. Хранящиеся в образном виде символы представляют собой запечатленные в памяти изображения опыта модели, которые можно извлечь и воплотить в действии продолжительный отрезок времени после того, как научение через наблюдение состоялось.

3. Процессы формирования поведения Процессы формирования поведения определяют, насколько то, что было выучено, будет выполнено. Мозг может усвоить огромный объем информация, но человек будет не 52/63 способен перевести ее в повеление по ряду причин; например, двигательный аппарат, необходимый для совершения определенных реакций может не соответствовать задаче по причине уровня зрелости организма, повреждений или болезни.

4. Мотивационные процессы В теории Бандуры подкрепление исполняет две важные функции. Во-первых, оно зарождает в наблюдателях ожидание, что, если они будут копировать поведение модели, которая, как они видели, поощрялась за определенные действия, они также получать подкрепление. Во-вторых, оно действует как побуждение к переводу научения в исполнение. То, что было выучено через наблюдение остается скрытым, пока у наблюдателя нет причин к использованию информации. Обе функции подкрепления являются информационными. Одна функция зарождает в наблюдателях ожидание того, что если они поступят определенным образом в определенной ситуации, то, скорее всего, они получат подкрепление. Другая функция, мотивационные процессы, предоставляет мотив для использования того, что было выучено.

Это отступление от традиционных теорий подкрепления, которые утверждали, что закрепляются только те реакции, которые были продемонстрированы и получили подкрепление в данной ситуации. Согласно Бандуре, для того чтобы научение состоялось, не требуется ни подкрепления, пи непосредственного опыта. Наблюдатель может научиться просто через отслеживание последствий поведения других, сохраняя эту информацию в символическом виде и используя ее, когда будет необходимо. Таким образом, по мнению Бандуры, замещающее подкрепление и наказание так же информативно, как непосредственное подкрепление и наказание. Информация, полученная путем этих наблюдений, может быть использована впоследствии в различных ситуациях, когда возникнет необходимость. Поскольку действия, собственные или чужие, которые ведут к вознаграждению или избеганию наказания, особенно функциональны, именно их индивиды будут стараться наблюдать и сохранять в памяти для дальнейшего использования. Вооруженные информацией, полученной через наблюдения, индивиды предвидят, что если они поступят определенным образом в данной ситуации, это приведет к известным последствиям. В этом смысле предсказанные последствия, по крайней мере, частично, определяют поведение в любой ситуации. Так или иначе, важно отметить, что ожидаемые последствия, относящиеся к внешней среде, не единственный фактор, воздействующий на поведение. На поведение также частично оказывает влияние предвидение собственных действий, которое зависит от внутренних стереотипов поведения и оценки собственной эффективности.

Подводя итог изложенному, можно сказать, что научение через наблюдение включает в себя концентрацию внимания, удерживание в памяти, возможности для демонстрации поведения и побудительные мотивы. Поэтому если научение через наблюдение не происходит, что может случиться, когда наблюдатель не следил за соответствующими действиями модели, не запомнил их, был физически не способен воспроизвести их или не имел подходящего мотива для их выполнения.



Категория: управление. Дата публикации: 28 Февраль, 2010.