«Звезда» заинтересованных лиц


Дополнительным инструментом, облегчающим проведение «анализа силового поля», служит анализ заинтересованных сторон. В отличие от движущих сил или сил сопротивления, как правило, имеющих прямое отношение к изменениям, представители так называемых заинтересованных сторон (интересантов, стейкхолдеров) – конкретных лиц, групп или организаций, косвенно либо напрямую выигрывают или проигрывают от изменения ситуации. Эти заинтересованные стороны также могут находиться как внутри, так и вне организации, и активная работа с ними может повлиять на непосредственные движущие силы перемен или ослабить/усилить действие сил сопротивления.

Анализ заинтересованных лиц включает рассмотрение непосредственных участников проекта организационных преобразований, тех, на кого проект окажет воздействие, а также тех, кто хотел бы повлиять на проект.

В результате анализа заинтересованных сторон следует получить ответы на следующие вопросы.

· Чьи интересы напрямую связаны с проектом перемен?

· Кто заинтересован в результатах проекта?

· Кто будет влиять на проект?

· На кого проект окажет влияние?

· Кто будет противодействовать проекту?

В качестве инструментов описания карты заинтересованных сторон можно использовать таблицу и схему – «звезду» заинтересованных сторон (см. рис. 5). На более поздних этапах цикла проекта данные, полученные с помощью этих инструментов, будут использоваться для решения вопросов, на кого из этих лиц стоит воздействовать, как и когда это лучше делать.

Алгоритм создания «звезды» заинтересованных лиц Описанную ниже методику можно использовать для оценки общей картины, взаимоотношений и степени важности заинтересованных сторон.

1. Участники пишут название или имя каждого заинтересованного лица (ЗЛ) на белых карточках размером приблизительно 10х10 см и раскладывают их на большом столе (на полу) или прикрепляют на стену.

2. Когда все предложения по ЗЛ поступили, определяются основные интересы каждого ЗЛ по отношению к проекту организационных преобразований.

3. Карточки группируются по принципу схожих интересов. После достижения соглашения по группам белые карточки заменяются цветными: для каждой группы интересов можно использовать свой цвет. Название или имя ЗЛ переносится на цветную карточку; его основные интересы указываются здесь же, под названием или именем. Чем более влиятельным является ЗЛ, тем ближе к центру располагают карточки, обозначающие его возможности влияния на проект организационных изменений.

4. Цветные карточки раскладываются в форме «звезды»: каждая группа образует «лучик», а в центре «звезды» располагается сам проект. На основе групповых суждений карточки располагаются на таком расстоянии от центра, которое соответствует важности ЗЛ для осуществления проекта. Карточки прикрепляются при помощи невысыхающего клея, чтобы сохранялась возможность внесения в схему изменений. Данный подход позволяет визуализировать анализ и, таким образом, создать условия для проведения системного анализа готовности компании к ответным мерам и реализации проекта организационных преобразований.

5. Определяется роль каждого заинтересованного лица. Список их может быть следующим:

· лицо, принимающее решения (ЛПР) – это заинтересованное лицо должно принимать решения, касающиеся проекта;

· лицо, оказывающее влияние – заинтересованное лицо, которое оказывает влияние на проект и/или на тех, кто принимает решения;

· игрок – это заинтересованное лицо должно играть в проекте определенную роль;

· согласие – согласие данного заинтересованного лица требуется, если проект должен иметь успех (например, пользователи компьютерных систем, клиенты).

6. Ключевые вопросы относительно каждого заинтересованного лица, на которые необходимо получить ответы при анализе.

· Какова степень влияния на проект данного человека или группы?

· Оказывают ли они на него прямое воздействие?

· Оказывают ли они на него косвенное воздействие?

· Они не оказывают на него влияния, но все же имеют возможность воздействовать, если решат это сделать?

· Какова его (их) роль?

· У них позитивное, нейтральное или негативное отношение к проекту?

Другие методики проведения анализа интересов заинтересованных лиц Анализ заинтересованных сторон можно проводить и иными методами.

Напишите «Я» в центре листа и обведите кружком. Отметьте тех заинтересованных лиц, к которым у вас есть прямой доступ, нарисовав их вокруг «Я», и соедините их с «Я» линиями. Используйте одинарную линию для обозначения слабой связи и двойную линию – для сильной связи. Используйте «+», «-» или «о» для обозначения позитивного, негативного или нейтрального отношения ЗЛ к проекту. Используйте «?», если вы не знаете этого. Эта картинка показывает заинтересованных лиц, к которым у вас есть прямой доступ.

1. Впишите оставшихся заинтересованных лиц в квадраты по бокам, используя «+», «-» и «о», и укажите, позитивно, негативно или нейтрально они настроены к проекту.

Используйте «?», если не знаете этого.

2. Напишите имена остальных стейкхолдеров, к которым у вас есть доступ и которые также имеют доступ к одному или более из ваших заинтересованных лиц.

Теперь у вас есть «диаграмма влияния заинтересованных лиц». Вы можете использовать ее для принятия решения о том, как наилучшим образом повлиять на то или иное заинтересованное лицо. Вы можете сделать это сами, но будет лучше, если вы попросите сделать это других.

Наглядное представление заинтересованных лиц В случае необходимости наглядное представление ЗЛ может быть дополнено их письменным анализом – составлением таблицы (см. ниже). Это особенно полезно, если проект сложен и осуществляется в обстановке многочисленных конфликтов интересов.

Таким образом, проведение анализа заинтересованных лиц подразумевает.

· Относительно заинтересованных лиц, которые имеют негативное, позитивное или нейтральное отношение к проекту: их необходимо рассмотреть в обязательном порядке.

· Относительно тех заинтересованных лиц, у которых отсутствует линия влияния или она очень длинна: вы должны поставить перед собой цель «укоротить» линию влияния, чтобы получить доступ к данному лицу.

· Относительно тех, кто, на ваш взгляд, входит в группу ЗЛ, но чье отношение к проекту перемен неизвестно: вы должны выяснить, что они собой представляют, и перевести их в другую категорию.



Категория: менеджмент. Дата публикации: 8 Март, 2010.